41-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Страстной бульвар, 10": Любовь во все времена

"Страстной бульвар, 10": Любовь во все времена
03 Июня 2022
Любовь во все времена была главной движущей силой и высшей ценностью. Виктор Розов написал своего «Затейника» в 1966 году, но в постановке режиссера Александра Коршунова и сценографа Ольги Коршуновой нет ни малейшей попытки искусственно вписать его в современные реалии. Потому что есть вещи, не требующие особых пояснений: человеческая слабость, предательство, зависть могут привести к необратимым последствиям, сломать чьи-то жизни. К счастью, провидение иногда исправляет ошибки.

Спектакль Московского драматического театра «Сфера» захватывает сразу, покоряя искренностью интонации, правдивостью характеров. На первый взгляд, действие кажется статичным: случайная встреча давних знакомых, скованная, словно через силу, беседа, но как много читается между строк. Валентин (Алексей Суренский) с трудом узнает в массовике-затейнике из приморского дома отдыха Сергея Сорокина (Александр Пацевич). Когда-то тот подавал большие надежды в науке, был лучшим из лучших, а потом внезапно исчез, и теперь это лишь тень прежнего человека. А Сергею хватает доли секунды, чтобы увидеть, кто перед ним, потому что прошлое никогда не отпускало. Между холеным карьеристом и потрепанным жизнью затейником пропасть, но у них есть общее - Галина (Валентина Абрамова). Когда-то любимая Сергея, сегодня - жена Валентина.

За показной самоуверенностью героя Алексея Суренского скрывается глубокий разлад с сами собой, потому что совершенная в юности подлость все эти годы опустошала. У его бывшего соперника перебиты крылья, но жива душа. Александр Пацевич нашел для своего персонажа особую пластику - сгорбленная фигура, неловкие движения, взгляд, направленный глубоко в себя. В момент жесткой ссоры с Валентином он расправит плечи и будет драться за единственную ценность - фотографию Галины, и это будет уже совсем другой человек.

Роль Алексея Павловича Селищева, отца Валентина в спектакле исполняет сам Александр Коршунов. В этом психологически сложном образе отражается и конкретное время - конец 1950-х, когда еще не изжит страх репрессий, и трагедия отца. Слепая любовь к сыну и страх его потерять постепенно оборачиваются горьким разочарованием. При всей амбициозности Валентин так и не вырос в настоящую личность, он привык брать, ничего не отдавая взамен. Просторный дом Селищевых мог бы стать маленьким раем, где звучат детские голоса и счастливый смех, но сейчас здесь только гнетущая тишина. Иногда ее нарушают звуки игрушечного поезда - стариковская причуда Селищева-старшего, попытка уйти в иллюзорный мир. И, кажется, Алексею Павловичу не перенести открывшейся спустя много лет правды: именно он, хоть и без злого умысла, разрушил жизнь Галины и Сергея, да и собственного сына тоже.

Как по-разному звучит в устах персонажей слово «затейник». У Валентина - иронично и пренебрежительно, у Алексея Павловича - с каким-то радостным удивлением, а для Галины в нем заключена музыка, и не найдется такой силы, которая заставит ее вновь потерять Сергея. Возможно, героиня Валентины Абрамовой и должна была пережить все это, чтобы стать сильной и принять, наконец, главное решение.

Спектаклем «Сферы» закрывался фестиваль, и когда перед началом показа на сцену вышел главный режиссер театра Александр Викторович Коршунов, зал встретил его овациями. Так самарский зритель выражал поддержку театру, оказавшемуся сегодня в очень сложной ситуации, а в лице его руководителя - и зрители других городов. Потому что в театральном пространстве России «Сфера» всегда занимала особое место. Заключительный вечер фестиваля подарил радость встречи с большими артистами, как и вся неделя «Волжских театральных сезонов». И это так созвучно с бунинскими поэтическими строками: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Елена ГЛЕБОВА

http://www.strast10.ru/node/6046

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед