14 марта 2017
Спектакли в «арсенале» зрителя должны быть разными. Постоянно погружаться в философские глубины и размышлять над онтологическими проблемами невозможно. И как порой необходимо просто, ни о чём не думая, отвлечься от своих повседневных интеллектуальных занятий на спорт, весёлую, ни к чему не обязывающую болтовню или на какую-нибудь игру, типа снежков или салочек, так иногда нужно просто посмотреть тёплый и душевный спектакль. О простых, бытовых и вечных проблемах. О доброте и прощении. О семье и любви. Мы были сегодня с 11 «Д» на «Старшем сыне» в «Сфере». И это именно такой спектакль: простой, открытый, «семейный», с долей юмора и непосредственности – такой, на котором просто отдыхаешь, не занимаясь сложным анализом или мозговым штурмом :) Знакомый по «Кабале святош», «Чудакам и занудам», «Обыкновенной истории» состав актёров: Анатолий Смиранин, Павел Гребенников, Вадим Николаевич Борисов, Даниил Толстых, Алексей Суренский, Евгения Казарина… Я люблю обращать внимание на актёрский диапазон, на амплуа. Особенно вот в таких, бытовых, как вампиловская, драмах это хорошо видно. Когда сюжет и реплики ты знаешь наизусть, благодаря чудесному фильму Виталия Мельникова, когда помнишь фабулу и не нужно долго размышлять над проблематикой и идеей, обращаешь внимание именно на мастерство. И на первый план в этом вопросе для меня сегодня «вышел» Анатолий Смиранин. Он мне очень запомнился по Людовику в «Кабале святош»: такой вычурный, лениво-вальяжный король-Солнце, символ высшей государственной власти с чертами самодура, но претендующий на образ справедливого правителя… Сегодня это был совсем другой персонаж: Владимир Бусыгин – нагловатый, но очень добрый по сути своей парень, душевный и глубокий, способный рефлексировать и сопереживать. Если Людовик был капризным и манерным, то в образе Бусыгина превалировали, скорее, мужественность и обаяние. И суть не во внешней привлекательности – это дело вкуса – суть в наполненности образа. Сегодняшний Бусыгин вызывал интерес – а это главное в образе Володи… И тем же самым – расширением границ амплуа – привлёк внимание Павел Гребенников. Сдержанный и преданный «рыцарь» Лагранж из «Кабалы святош» преобразился в глуповатого, но живого и непосредственного, очень уверенного в себе не очень успешного «дон жуана» Сильву. Он привносил энергию и был комичен, действительно разряжая атмосферу даже драматичных сцен. Опять обратил на себя моё внимание Даниил Толстых: на этот раз своей естественностью и достойной реализацией всегда сложной, на мой взгляд, задачи – играть подростка. Удалось! Порывистость, но не истеричность, перепады настроения, обаятельная улыбка, а в финале – вдруг пробуждающаяся мужественность, пусть ещё очень детская – эти черты, на мой взгляд, успешно удались! Евгения Казарина в роле Нины справлялась с очень непростой задачей – быть яркой на фоне таких ярких мужчин. И здорово, что в её образе за внешней резкостью хозяйки дома, привыкшей принимать семейные решения за чувствительных и ранимых мужчин – отца и брата, – читались хрупкость и нежность, стремление найти опору в жизни и в семье – и просто женская беззащитность. Вторая женщина в спектакле – Александра Чичкова – представляла совершенно другой тип героини, по-своему очень несчастной, но и бойкой – и была органична в этом образе, совершенно не похожем на образ, созданный Натальей Крючковой в одноимённом фильме. А это ведь тоже трудно – быть непохожей, «другой», но при этом выглядеть достойно и ярко. Ну а смотреть на Алексея Суренского без улыбки, по-моему, вообще невозможно. Особенно когда его герой улыбается. Я вспоминала бесконечно забавного графа из «Обыкновенной истории» и невольно сравнивала с новой ролью и снова жениха – Михаила Кудимова. Отличный, кстати, получился образ: цельного и «неплохого парня», как скажет о нём Бусыгин. Просто он не «тот», не «Сарафанов», и это всё определяет. Вот эту непохожесть артист и подчеркнул – и это было воспринято залом. Вадим Николаевич Борисов тоже покорял естественностью. У него получился трогательный и несчастный недотёпа, нет, не неудачник, а именно недотёпа – что-то из чеховского Сорина и Гаева в нём прослеживалось – по-моему, именно это и хотел показать Вампилов. Только в отличие от Сорина и Гаева, Сарафанову почти нечего вспомнить из прошлого. И всё, что с ним происходит сейчас, самое яркое в его жизни, и вот эта вовлечённость в происходящее, это трудное осознание того, что так быстро меняется за 2 дня в жизни героя, артист показал отлично. Как ни был бы прекрасен фильм, живая энергетика на сцене ни с чем никогда не сравнится. Вообще неизбежные для всех актёров этого спектакля сравнения с актёрами из фильма: Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, гениальным Евгением Леоновым, Натальей Егоровой, Натальей Крючковой – артисты «Сферы» достойно выдерживали на протяжении 3 с половиной часов. На мой вкус, спектакль очень хорошо подойдёт для школьников 8-9 класса, да и постарше тоже. Это хорошая подготовка для последующего визита в «Ленком» на «Ложь во спасение», где есть небольшие переклички в фабуле, но где совершенно иной, куда более сложный, более философский смысл - материал сложнее. Но ведь очень трудно воспринимать сразу сложное – нужна привычка к таким темам и к такой проблематике. «Старший сын» в «Сфере» – отличный старт для подобных театральных экспериментов и, по моему мнению, достойный по актёрской игре. Настоящий и классический, без пустых претензий и просто добрый! https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1783051928678062&id=100009198152190