39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Статья Анны Владимировой о спектакле "Безотцовщина" в журнале "Театральный мир" (№10)

Статья Анны Владимировой о спектакле "Безотцовщина" в журнале "Театральный мир" (№10)
10 Октября 2014

ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

 «Как все нервны, и сколько любви..» - цитата из чеховской «Чайки» вполне могла бы стать эпиграфом к спектаклю «Безотцовщина», премьера которого прошла на камерной сцене театра «Сфера» в сентябре. Собственную сценическую версию пьесы все того же Антона Павловича Чехова представил режиссер Владимир Смирнов.

В программке к спектаклю указано: «Безотцовщина» - «24 эпизода до, после и вместо любви». И действительно, герои постановки находятся на пике самых разных чувств: от любви до ненависти, от печали до радости. Страсти то накаляются, то растворяются в воздухе, уступая место легкой иронии над бесконечной суетой-сует.

Центральная фигура пьесы - сельский учитель Михаил Платонов – интересный, мужчина лет 30-ти (Анатолий Смиранин). К нему расположена всей душой Анна Петровна Войницева, эффектная молодая вдова, генеральша (Нелли Шмелева). Им была увлечена и до сих пор не растеряла прежних чувств красавица Софья Егоровна (Анна Халилулина). И все эти дамы, как будто совсем не стесняются законной супруги Платонова - милой Сашеньки (Евгения Казарина), которая «любит его просто за то, что он – муж».

Между тем сам Платонов – нервозный, вспыльчивый, нерешительный, кажется, и не понимает, за что ему такое море любви. И толком не представляет, что со всем этим делать. Анну Петровну он избегает, на жену раздражается. Да и Софью, к которой вроде бы испытывает сильные чувства, завлекает и обманывает в последний момент.

Впрочем, не один Платонов запутался в «науке страсти нежной». Все герои пьесы только и делают, что страдают и борются за личное счастье. Единственное исключение -  Катя, прислуга Войницевых (Екатерина Давыдова-Тонгур). Которая, за неимением персональных забот, переживает за дела окружающих господ.

Остальные – плещутся в пучинах собственных страстей. Сын генерала Войницева от первого брака Сергей (Сергей Рудзевич) обаятельный, немного непутевый ослеплен своей супругой Софьей настолько, что не замечает – или не хочет замечать - как ее магнитом тянет к Платонову.

А когда жена прямым текстом заявляет ему об этом – сразу кидается в слезы. Рыдает, просит не уходить, не бросать, пощадить. Словом, ведет себя, как малый ребенок - безотцовщина.

По детский капризны и другие герои спектакля. Сосед Войницевых, помещик Порфирий Семенович Глагольев (з. а. России Вадим Борисов) изо всех сил пытается добиться расположения Анны Петровны. Он не может смириться с отказом, ругается, настаивает на своем.

В то же время его сын Кирилл Порфирьевич (Павел Степанов) явно против этого возможного союза. Словно трудный подросток, он пытается помешать личному счастью родителя, вредничает, строит козни.

Эта внутренняя неустроенность и суетность, помноженная на острую жажду взаимности роднит всех героев в прямом смысле слова. Они, как одна большая семья, шумная, суматошная. В которой нет главного – главы. И это порождает ощущение, что каждый из них по своему – безотцовщина…

Интересно, что Антон Павлович Чехов написал эту пьесу в 18 лет. Она стала первым законченным произведением писателя и имела сразу три наименования: «Безотцовщина», «Пьеса без названия», «Платонов». Именно последнее название чаще всего выбирали режиссеры.

Но Владимир Смирнов ознакомился с разными изданиями сочинения, изучил архив писателя. И остановился на варианте «Безотцовщина». Эта бережность по отношению к материалу и классическому тексту не мешает Смирнову трактовать пьесу в индивидуальном ключе. На сцене – минимум декораций. Зато в первом действии весь пол заставлен пустыми трехлитровыми банками. Из-за чего возникает ощущение хрупкости всего происходящего с героями, и вообще – с человеком. Персонажи вынуждены ходить особенно аккуратно, чтобы не опрокинуть стеклянный сосуд и не разбить в дребезги собственную или чью-то еще иллюзию… 

После ухода из жизни основателя «Сфера» Екатерины Еланской новый художественный руководитель театра Александр Коршунов привлекает к сотрудничеству молодых режиссеров близких по духу и одновременно - самобытных.

Очевидно, что Владимир Смирнов – именно из таких. Он продолжает традицию «Сферы» - взаимодействия артистов и публики. Но кроме того – привносит собственные, актуальные новшества. На спектакле «Безотцовщина» камерная сцена театра превращается в некий трансформер. Действие пьесы разворачивается не только перед зрителями, но и за стеной, и за закрытыми дверями. Отдельные события, встречи и конфликты словно укрыты от публики. Но это только подогревает ее интерес к тому, что происходит на первом плане.   

Для Владимира Смирнова, ученика Сергея Женовача,  «Безотцовщина» - дебютная постановка на профессиональной сцене. И, нет сомнений: дебют состоялся и получился.

Смирнову удалось легко поговорить о грустном и весело – о вечном. Зритель увидел пессимистическую комедию. Где герои, хоть и переживают до слез и пытаются один за другим застрелиться, единогласно приходят к выводу, что «жить-то хочется».

И, судя по бурным аплодисментам именно с таким настроением, спектакль покидают зрители.

Анна Владимирова, "Театральный мир"(№10)

Страница театра "Сфера" на Facebook

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед