42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Сфера" не изменяет творческому наследию Еланской - газета Трибуна

"Сфера" не изменяет творческому наследию Еланской - газета Трибуна
02 Декабря 2017

Неделя спектаклей Екатерины Еланской с 19-го по 26-е ноября в театре "Сфера", посвященная 50-летию режиссерской деятельности большого мастера, подтвердила живое дыхание этого коллектива, над постановками которого время не властно.

Редко кто из современных худруков мог похвастаться, что оставил после себя творческое наследие. И оно не просто сохранилось, как в музее, а продолжает развиваться, расти, подобно могучему дереву с новыми побегами.

 Народная артистка России Екатерина Еланская, продолжательница мхатовской династии, впервые в Москве создала в 1984-ом году вместе с художником Владимиром Солдатовым круговой амфитеатр с центральной площадкой внутри. Столь дерзкий эксперимент вызывал массу вопросов, в том числе – смогут ли актеры, окруженные со всех сторон зрителями, достоверно существовать в предлагаемых обстоятельствах роли, приученные к "четвертой стене". Все спектакли Еланской, по сей день идущие в необычном пространстве, благодаря новому лидеру театра народному артисту России Александру Коршунову подтверждают непреходящую истину: если исполнители психологически точно существуют в своих образах, но никакая экстравагантная форма им не страшна. Более того – открытый игровой театр приучает артистов вступать в живой диалог со зрителями, превращая их в соучастников, происходящего на круглой сцене.

 Юбилейную афишу, посвященную творческому наследию создателя этого театра, завершал спектакль "Я пришел дать вам волю" по роману Василия Макаровича Шукшина. В силу исторической масштабности его трудно было представить в театральном формате, в отличие от кинематографа, так и не осуществленного Шукшиным в задуманном им фильме. Вместе с тем любовь Еланской к великому советскому прозаику, актеру и режиссеру сотворила чудо. Она написала свою инсценировку в 2-х актах и вместе с кругом единомышленников создала драматическую поэму о человеке - легенде, продолжающего жить в памяти народа, а значит вечно живого. Совмещая в постановке две актерских школы: переживания и представления, Еланская соединила выразительную пластику массовых сцен с образной музыкой Сергея Прокофьева и Игоря Странского, поставив в центр событий вождя казачьего войска, которого боялись и которому доверяли. Эффект получился оглушительным. Такое можно было увидеть в спектаклях Роберта Стуруа, но там все-таки была привычная "коробка" сцены, а тут открытая всем ветрам площадка с минимумом предметов. Разве только во второй части спектакля с колосников опускаются две гигантских сетки, похожие на тюремные решетки. Между ними в бешенстве мечется предводитель восстания, преданный бывшими союзниками и объявленный главным врагом царя и отечества. Трагедия Степки Разина заключалась в том, что он хотел сделать людей свободными, уничтожить неравенство, в отличие от тех, кто пошел за ним, пользуясь правом сильного - грабить награбленное и не испытывать при этом угрызений совести, поскольку война все преступления спишет.

     В спектакле Еланской Степан Разин в исполнении Александра Пацевича далек от картинного героя. Да, в нем есть и бесстрашие, и удаль молодецкая, и презрение к смерти, в тоже время его съедают сомнения, а по ночам преследуют кошмарные видения. Словно из небытия возникает брошенная в "кипучую волну" княжна, виновная только в том, что доверилась грозному атаману и смущала своей красотой казаков. Прекрасная персиянка в исполнении Елены Еловой  появляется в белой дымке,  молча смотрит на любовника - убийцу и ни о чем не просит, но ее взгляд подобно острым иглам колют его сердце, а душа взывает к покаянию. В эти моменты особенно интересно наблюдать за артистом, когда его герой остается один на один со "злодейкой" - совесть. Есть в спектакле еще один пронзительный момент, -  кроткое прощание с жизнью, желающего добра Степану Матвея Иванова, убитого из зависти есаулом Лазарем Тимофеевым. Актер Сергей Загорельский не жалеет черных красок для своего отрицательного персонажа. Подобно дикому зверю он готов набросится на любого, в том числе боевого товарища, растерзать его и потом гордиться бесшабашной удалью. В противовес этой агрессивной силе, бурлящей в огромном котле казачества, звучит тихая молитва Матвея Иванова в замечательном исполнении Олега Алексеенко. Кажется, он настолько слился со своим героем, что слова песни Александра Кайдановского "Голгофа" превращаются в его исповедь и исповедь тех, кто "не ведает, что творит".

 Музыкальным зачином для спектакля стала песня Владимира Высоцкого "Кони привередливы". Стоя в центре казачьего круга и широко расставив ноги в красных сапожках Степан Разин взывает к небесам, просит дать ему благословение на тернистый путь, но небеса молчат. Значит, голгофы ему не миновать, но он готов принять страшную смерть ради свободы для всех.

 В этом суровом и одновременно романтическом спектакле вся его магия заключена в железной воле режиссера. А именно:  совершить прорыв в дремлющем сознании зрителей и убедить их, что перед ними не ожившие картинки прошлого, а правда жизни, кровью сердца написанная Шукшиным и эмоционально сыгранная артистами здесь и сейчас.  

Автор: Любовь Лебедина

Сайт газеты "Трибуна"

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская