38 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Рецензия на спектакль «Старший сын», театр Сфера. А был ли мальчик

Рецензия на спектакль «Старший сын», театр Сфера. А был ли мальчик
28 Сентября 2018

Театр Сфера продолжает традиции психологического театра, и на его сцене снова уютный и добрый спектакль. Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» полна лиризма и лёгкой тоски. Как и в знаменитой «Утиной охоте», в пьесе «Старший сын» каждый герой – яркая и характерная личность. В «Утиной охоте» дерзкий Зилов и молодые люди тех лет. А здесь типичный Сарафанов и целое поколение таких людей. И, конечно, харизматичный Бусыгин. Герои произведений Вампилова всегда очень знакомые нам люди, удивительно, как актуальны пьесы тех лет и в наши дни. Будто подглядываешь с улицы в окно квартиры, где разворачивается драма.

Вокруг сцены множество оконных рам, лишенных уюта и спокойствия, из них словно веет одиночеством и грустью. В спектакле звучат романсы А.Суханова на стихи И.Бунина и М.Волошина, классическая музыка, народные песни и произведения советских композиторов. Зал театра Сфера словно ночной и негостеприимный двор советской пятиэтажки, холодный и серый. Также в сценическом пространстве этой постановки очень много деверей. Они скрипят, ими хлопают, они открывают тайны, или закрывают собой то, о чем зритель может лишь догадываться. Простое опоздание на электричку выливается в настоящее откровение, и двери, как тайны, одной семьи потихоньку раскрываются перед зрителем. 

Провинциальный город, тишина советской жизни и какая-то невероятная безысходность разливается среди театральных кресел. Двое молодых парней опаздывают на поезд и мёрзнут во дворе дома. Потом предприимчивые ребята находят способ согреться, они идут на безобидный, с первого взгляда, обман. Один из них представляется внебрачным сыном главы семейства, который временно из дома отлучился. А дальше лёгкое враньё приобретает очень важные и сложные очертания. Отец возвращается домой, и, к удивлению всех, верит в появление своего старшего сына. Оказывается, что Сарафанов вовсе не подлец, который бросил женщину с ребёнком. А очень добрый мужчина с непростой судьбой. 

Этот спектакль полностью построен на тонкой актёрской игре. Хотя местами, кажется, что диалоги немного затянуты, иногда не хватает динамики, к которой так привык московский зритель. Но, в целом, это очень приятная и душевная постановка. Вневременность пьесы Вампилова, чистота и наивность нравственных мотивов постановки подкупают зрителя. Пустые глазницы оконных рам начинают согревать души зрителей. Становится жаль Сарафанова, его детей, и вообще всю ту жизненную ситуацию, в которой оказались эти люди. 

Часто режиссёры выводят на передний план фигуру Бусыгина, названного «внебрачного» сына. В театре Сфера главный герой, несомненно, – отец Сарафанов. Его роль в жизни детей, его жизненные ценности, его доброе сердце и его жизненная драма. Дети Сарафанова – это новое поколение, им проще идти в будущее. А вот отцу с его прошлым, с его взглядами – очень важно появление старшего сына. Он как глоток свежего воздуха, как надежда на то, что жизнь ещё можно изменить. В описании к спектаклю заявлено, что это комедия. Но во втором акте не каждый зритель сможет сдержать слезы. Здесь настоящие человеческие ценности – преемственность поколений, разрыв душевных связей, любовь и прощение близкими людьми друг друга. Поэтому в спектакле так много душевного, важного. Этого здесь намного больше чем смешного.


Этот спектакль о мужчинах. О сильных и слабых, о смелых и нерешительных, о взрослых и о юных. Женщины в этой постановке чаще на вторых ролях, они скорее причина, но не основа. Здесь опора всего – это мужчина. Но эти мужчины умеют любить, умеют прощать, умеют ждать и умеют верить. Особенно хочется отметить Анатолия Смиранина в роли Бусыгина – удивительно тонко передан характер героя и его настроение и перемены, происходящие с ним после знакомства с отцом и сестрой. После спектакля захотелось пересмотреть одноименный фильм.

Марина Гладышева 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед