Рассказ Алексея Толстого вошел в мою жизнь в романтическую пору - в конце подросткового возраста, причем сначала я увидела фильм, а потом уж прочитала трагическую историю Ольги Зотовой (у которой был реальный прототип). Помню свое впечатление от сцены внешнего преображения героини, решившей вписаться в новую жизнь (по силе равное впечатлению от преображения Людмилы Прокофьевны из "Служебного романа"). Яркий момент - очень театральный и кинематографический.
В спектакле театра "Сфера" эта сцена не выглядит столь сногсшибательной, и тому есть причины. Талантливый рассказ Алексея Толстого все же соответствовал канонам соцреализма, здесь же история героини переосмыслена в духе современных представлений, и это новый режиссерский взгляд на довольно известное произведение. Ведь Ольга "меняет шкуру" дважды, и первому разу (когда она отрезает косу, чтобы вписаться в мир красноармейцев) уделяется не меньшее внимание. Оба раза совпадают с желанием героини найти себе место в новом мире и с началом любви, то есть с пробуждением в ней женщины.
Если в рассказе Ольга - героиня гражданской войны, которой не удалось приспособиться к мирной нэпманской жизни, то в спектакле речь скорее идет о "жертве страшных лет России". Актриса Нелли Шмелева хорошо передает внутреннюю неуверенность Ольги, постоянное смятение чувств и внешнюю "замороженность", связанную с необходимостью скрывать свою женскую энергию. Судьба женщины изуродована с самого начала, ее душе нанесена страшная травма, которую невозможно излечить.
Даже воспоминания о светлых гимназических годах Ольги осквернены "танцем" с Валькой - будущим ее главным врагом. С этого, собственно, и начинается ее непрекращающийся танец со смертью.
И самая страшная сцена (нападение на дом Зотовых, убийство членов семьи) решена пластически.
Изломанное тело восстановится, изломанная душа - нет.
Так же условно и по большей части пластически показаны сцены гражданской войны. Эпизод с убийством Вальки не имеет той юмористической окраски, которая свойственна первоисточнику (бойцы потешаются над тем, как баба убила двоих, и просят повторять и повторять рассказ). В спектакле делается упор на состояние героини, столкнувшейся один на один с врагом, сыгравшим роковую роль в ее судьбе.
Спектакль в целом решен в стиле кабаре. Наверху располагается небольшой оркестр. Несколько главных музыкальных тем иллюстрируют различные эпохи жизни героини, но есть и отдельные яркие номера с песнями и танцами. Основное действие происходит внизу на сцене (зрительный зал амфитеатром располагается вокруг нее), но используются и боковые проходы, и площадки над рядами, и проходы по залу. Понятно, что вовлеченность зрителей в процесс оказывается очень сильной, потому что с любой точки часть зала становится фоном для происходящего на сцене, так что невольно следишь за реакцией публики.
Второе действие идет в традиционном "нэпмановском" стиле (и персонажи соответствуют), потому первое мне показалось более важным: в нем сфокусировано внимание на героине, а именно трактовка ее образа и взгляд на ее судьбу, несколько противоречащий привычному представлению (рассказ Толстого довольно известен) - и есть самое интересное в спектакле, его главное достоинство.