42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Хроники фестиваля. Д А Ч Н И К И

Хроники фестиваля. Д А Ч Н И К И
28 сентября 2018

Дачи и дачники — это так пошло, простите.
                    А. П. Чехов «Вишневый сад»

В этом году урожай фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» богат на премьеры. Вот и «Дачники» московского драматического театра «Сфера» (постановка народного артиста России Александра Коршунова) были сыграны в первый раз лишь в марте этого года.

dachniki_01.JPG

На сцене интерьер летней дачи. Белые гардины, легкая плетеная мебель, садовые качели. Слова о скрипящих полах, щелях и неуюте, сказанные Сергеем в начале спектакля, через несколько минут забываются – напротив, здесь уютно, тепло. Герои в светлых костюмах, в каких всегда рисуют чеховских персонажей (в сущности, почти Чехов и есть, только с привкусом чего-то «горького»). Да и о самой постановке иначе не скажешь – уютная (спектакль проходит на маленькой сцене театра кукол), камерная. Совсем как Малый театр, только по-домашнему, почти по-семейному.

Пьеса Горького написана в 1904 году, через год после чеховского «Вишневого сада». Помните Лопахина, который покупает вишневый сад, чтобы срубить его и настроить на его месте дач? «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…» Горький показывает – кто же они, те дачники, стоящие «одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь», заполонившие собой Россию, пришедшие на место вишневых садов и их хозяев (которых, впрочем, он тоже совсем не одобряет).

Все герои пьесы глубоко несчастные, надломленные люди (да еще и, в отличие от чеховских персонажей, лишенные авторской любви). «Ведь вы тоже больной, раненый человек!» – обращается Рюмин к Варваре. Они никого не любят, а если любят, то обязательно несчастливо. Мир их – мир обывателей, притворства и лицемерия, всепоглощающей пошлости, вырваться из которой практически невозможно. Она засасывает героев, неплохих, в сущности, людей, как болото, в котором обитает Лернейская гидра.

Материал пьесы идеально подходит для старого доброго психологического театра, прекрасным образцом которого и является спектакль Александра Коршунова. Три с половиной часа держат внимание зрителя артисты театра «Сфера». Их актерскую игру по праву можно назвать филигранной. Взгляды, интонации, монологи – все в лучших традициях Станиславского.

dachniki_04.JPG

В одном из интервью Александр Коршунов сказал о пьесе «Дачники» так: «Это пронзительно-серьезная пьеса. В ней много ассоциаций, попаданий в наше время, болевых точек».

Действительно, после спектакля становится как-то горько.

Ника Ерофеева

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед