39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

История одной сильной девочки

История одной сильной девочки
16 Сентября 2018

Сильная и многосложная постановка о русской женщине. А если точнее, то о трансформации образа русской женщины в самый противоречивый период истории нашей страны. На сцене перед зрителем проносятся Революция, Гражданская война, эпоха НЭПа и то, как история ломала и меняла русских людей. Манящий и страшный топот конницы, которая несётся по стране и сметает все на своём пути, не оставляя под собой места для цветов. Но в душе у главной героини, Ольги Зотовой, снова и снова пробивается росток любви. Тонкая и хрупкая гимназистка на балу, затем тюрьма и допросы, после – сильная и волевая женщина в зеленой гимнастерке в годы Гражданской войны.

Судьба посылает Ольге Зотовой всё новые и новые трудности. Она выживает в этих нечеловеческих условиях и выносит всю тяжесть жизни на своих хрупких плечах. Отрезает девичьи косы, скачает на коне, стреляет из револьвера. Внешне в ней вовсе не видно хрупкой женщины, но её душа – это душа все той же гимназистки в белом платье, она любит, она искренне радуется, когда рядом её любимый. А вихрь истории все набирает обороты. 

Сначала цветы в душе истоптала конница революции, потом пришли тяжёлые годы НЭПа, внешняя война кончилась, и начались мелочные сражения на кухнях коммунальных квартир. Во второй части спектакля мы видим другую Ольгу Зотову – неживую, словно нечеловеческую. Она не нашла в себе силы забыть войну, кавалерию и не видит себя в мирной жизни. Но снова её внутренняя женщина смогла возродиться и полюбить. Но жизнь вокруг стала другой, люди видят в Ольге лишь её, непонятное им, прошлое. Для всех она лишь живучая и ядовитая гадюка. Но, кажется, что она всего лишь безобидный уж, а ядом отравлены души людей вокруг Зотовой. 

В спектакле звучит живая музыка, песни и музыка времен Гражданской войны и НЭПа. При почти полном отсутствии декораций зритель полностью погружается в водоворот событий тех лет. Красные кони, тюрьмы и допросы, карты сражений, холод и голод, потом коммунальные квартиры, те самые о которых так много и смешно писал Михаил Булгаков. 

За три часа перед зрителем пролетает не только история жизни Ольги Зотовой, перед зрителем – полвека русской истории. Усиливает этот эффект и необычное строение зала театра Сфера. Очень интересно, что некоторые события переданы не словами, а очень мощной хореографией и пластикой, интересными звуковыми эффектами – со всех сторон раздаётся злой шёпот осуждения, который иногда превращается в змеиное шипение. 

Этот спектакль по произведению Алексея Толстого в театре «Сфера» поставила в 2016 году молодой режиссёр, ученица Олега Кудряшова, Виктория Печерникова. Удивительно, почему о спектакле так мало писали. Эту постановку смело можно поставить в один ряд с теми модными и популярными постановками, которые были посвящены в 2017 году столетию русской революции. Это и «Конармия» Брусникинцев в Циме, и «Светлый путь 19.17» Александра Молочникова в МХТ им. Чехова и этот список ещё долго можно продолжать. Но этот спектакль хочется отметить особенно. Он не только о революции и Гражданской войне. Он о новом типе русской женщины. Смогла бы вынести эти испытания Татьяна из «Евгения Онегина»? Переживала ли такие потрясения Анна Каренина? Могли бы в такой ситуации оказаться героини романов Тургенева? В классической литературе много образов русской женщины, но до наших дней дожили эти хрупкие в душе, но сильные снаружи Ольги Зотовы. Которые в одиночку воспитывают детей, водят машину, летают в Космос, руководят предприятиями, покупают квартиры, умеют любить, но нет рядом с ними тех мужчин, которые смогли понять и согреть этих хрупких девочек со змеиным взглядом.

Очень мощная актерская игра, важные социальные темы и необычный режиссерский подход. Балалайка, баян, скрипка, топот конницы, знакомые советские песни и тяжелое осознание того, что все это пережил наш народ. Кто-то смог обрасти толстой кожей и идти дальше, а кому-то пришлось остаться там. Сама режиссер спектакля в одном из интервью говорила, что этот спектакль – следственный эксперимент над главной героиней. И предложение зрителю вынести свой приговор. Лучше и не скажешь – судить вам.

Марина Гладышева 

Pluggedin.ru

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед