42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Журнал "Москва": Беззащитное облако любви

Журнал "Москва": Беззащитное облако любви
01 Октября 2022
Прошедший театральный сезон, несмотря на обилие классики, возбуждал интерес публики самыми разными постановками современных пьес — от давно известных и с успехом шедших на наших сценах до совсем свежих и еще только написанных. Новые, незнакомые названия всегда в фаворе: зритель идет на них охотнее, чем на классику, надеясь освежиться креативом, а заодно не отстать от моды. И это хорошо понимают молодые режиссеры, предпочитая новые, острые тексты для собственного профессионального становления. Потому авторы спектаклей, о которых сейчас расскажем, исключительно молодые режиссеры. А Иван Рубцов вообще студент выпускного курса мастерской А.С. Кончаловского в ГИТИСе. Поставил он пьесу Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» в театре «Сфера».

Беззащитное облако любви

Здесь вечная тема недостижимости счастья разыграна на примере нашего старшего поколения, рискнувшего стать Ромео и Джульеттой и получившего тотальное сопротивление собственных семей.

Эльзу (Ирина Мреженова), родившуюся в семье русских немцев и прошедшую тяжелый путь репрессий и ссылок, жизнь забросила в сибирскую деревню. И, став уже прабабушкой, она встретила здесь свою первую любовь — такого же, как она, поседевшего и постаревшего, бывшего учителя географии Василия Игнатьевича (Вадим Борисов).

Распахнутое пространство театра «Сфера», открытого, как на ладони, угадало атмосферу деревенской жизни — жизни на виду у всех, без секретов и тайн. И тайная любовь Эльзы и Василия сразу же становится явной.

Это красивая пара. Она нежная, трепетная, застенчивая — из тех, кому необходима в жизни защита. Из тех, кого всегда выбирают мужчины, способные такую защиту дать. Василий именно такой. Он сразу же зовет в ЗАГС, печет для Эльзы пирог, покупает розовое платье, о котором невеста мечтает, планирует зарубежное свадебное путешествие, учит первому поцелую.

Эти двое, плывущие в облаке своей любви, — не от мира сего. Что становится ясно при первом же столкновении с их потомками — дочерью Эльзы Ольгой (Ирина Сидорова) и сыном Василия Виктором (Павел Степанов). Потомки, обеспокоенные возможной потерей жилплощади, занимают глухую оборону, так и не дав влюбленным дойти до ЗАГСа. И жестокость этих детей превышает все пределы. Перед нами даже не «конфликт поколений», а картина нравственной деградации новых современников. Их родители, словно представители какой-то иной культуры, благородны, романтичны и даже возвышенны. Дети — агрессивны, вульгарны и безнаказанны. Оголтелый цинизм Ольги, мечущейся, подобно фурии, в своих спортивных штанах и угрожающей матери расправой, повергает нас в оторопь. Жена Виктора Изабелла (Валерия Гладилина) расправляется со своим свекром одним лишь ударом руки... Да, поведение этих «детей» можно назвать одним словом — расправа. И все конечно же кончается хуже некуда, ведь силы обеих сторон не равны.

Ольга Игнатюк, журнал "Москва", октябрь 2022. 
https://moskvam.ru/publications/publication_2890.html 

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская