38 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Вишневый сад расцвел в "Эрмитаже"

Вишневый сад расцвел в "Эрмитаже"
01 Марта 2013

Театр «Сфера». 19 января 2013 года. В фойе перед кассой – шумно и душисто от цветов и духов. «На сегодня билетов нет», - в который раз огорчают администраторы страждущих зрителей. В «Сфере» дают премьеру «Вишневого сада». И судя по аншлагу, пьеса, написанная Антоном Павловичем Чеховым сто десять лет назад, многократно сыгранная на российских и мировых сценах, своевременна и современна.

      Автор постановки – народный артист России Александр Коршунов, знакомый зрителям «Сферы» по спектаклям «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Ученик Лицея», «Цилиндр». Александр Коршунов – продолжатель известной театральной династии, сын народного артиста Виктора Коршунова и художественного руководителя «Сферы» Екатерины Еланской. Очевидно, как у артиста и режиссера Малого (читай – традиционного) театра перед Александром Коршуновым стояла задача – войти в изящное пространство «Сферы» с классическим материалом, не потревожив  ее особой ауры, но дополнив и обогатив ее.

Отсюда сдержанная, изысканная сценография (художник спектакля – Ольга Коршунова) – чудесный вишневый сад - репродукция с одноименной картины казанского художника Геннадия Архиреева – по окружности сценической  площадки. И минимум декораций: кушетка, стулья, бокалы… Акцент сделан не на роскоши обстановки, а на богатстве эмоций, чувств, оттенков человеческой природы.

    Между тем, при первом появлении Раневской, во время ее монолога-обращения к дорогому сердцу саду, может показаться, что эти оттенки слишком яркие, а эмоции – патетические. Но при дальнейшем «знакомстве» с Раневской в исполнении заслуженной артистки Татьяны Филатовой понимаешь, что в этой чрезмерности и есть она - настоящая. Любовь к жизни, страдание, страстность и расточительность – все в этой женщине переплелось затейливым узором. Детская наивность и нежность соседствуют в ней с безрассудством и тягой к пороку. Когда Раневская в ответ на гордый выкрик Пети Трофимова (артист Дмитрий Бероев) «мы выше любви!» - спокойно и грустно отвечает «а я, должно быть, ниже – любви!», она не рисуется. Она искренне сомневается, в своем праве на любовь. Но при этом не менее искренне верит в то, что без любви жизнь пуста и попросту невозможна.

К слову искренность – главное качество любого из героев спектакля Александра Коршунова. Все они: умница и красавица Аня (актриса Евгения Казарина), набожная, чуткая Варя (актриса Ольга Аксенова) добрый, инфантильный Гаев (з.а. России Вадим Борисов, непутевый Епиходов (артист Никита Спиридонов), преданный Фирс (артист Вячеслав Кузнецов),  трагикомичная Шарлотта (актриса Мария Аврамкова), энергичный, цельный, Лопахин (артист Ренат Кадыров) - проживают на пике искренности каждый миг. Они от всего сердца хотят счастья себе и друг другу. Они от всей души стремятся друг друга понять. Но – все эти радужные устремления разбиваются о глыбу конфликта между эфемерной мечтой и жесткой реальностью. Раневская отдает последние деньги, Аня внимает пафосным речам перезрелого мальчика - Пети Трофимова, Гаев надеется на авось в виде денег от «ярославской тетушки», а Варя – уповает на то, что «поможет Бог».  И только Лопахин стоит обеими ногами на земле и ясно видит суть вещей. При всей искренней любви к этим людям, его преклонении перед Раневской, он не умеет их понять. «Как можно быть такими непрактичными?» - восклицает Лопахин после очередной неудачной попытки убедить Раневскую и ее близких отдать сад под дачи. Но вопрос повисает в воздухе. Пока горят свечи, пока вино играет в бокалах, пока музыка не утихла, - они будут уноситься от реальности в своих танцевальных «па». Пока реальность сама не догонит их и не схватит железной хваткой…

     «Вишневый сад» Александра Коршунова не нарушает, а развивает традицию «Сферы» - вовлечения зрителя в действие. Степень сопереживания героям настолько сильна, что ловишь себя на мысли – вот бы эта постановка чеховского шедевра закончилась иначе! Вот бы не распродали имение, не заколотили дом, не забыли в нем хворого Фирса. Вот бы Лопахин все-таки сделал предложение Варе… Хотя бы потому, что Варя в исполнении Ольги Аксеновой – не выше и не ниже любви. Прямая, как струна, с вечно серьезным выражением на нежном лице, затянутая в корсет суровой праведности, Варя – равная любви. Женственность, которую она сдерживает из-всех сил, и жертвенность, которую не в силах прятать могли бы обеспечить ей право на счастье.      

 ...Но – не получается, не выходит. Напряженная сцена объяснения между Лопахиным и Варей в финале пьесы заканчивается, как по написанному. Очередное взаимное непонимание двух далеких миров, двух разных пород, двух противоположных начал – мужского и женского. И теперь уже нет сомнений, все завершиться, как и должно: дом заколотят, Фирса забудут.

    К слову, обеспокоенность судьбой Фирса по ходу спектакля высказывают и Аня, и Гаев, и сама Раневская. Делают они это как всегда – искренне, порывисто, бездумно и непрактично. В результате – известный всем финал: смирение старого лакей «я лягу, полежу здесь». И все. И слезы на глазах. И понимание неотвратимости такого конца – все сады когда-нибудь вырубают под дачи…

Все, кроме того, что не вырубишь никаким топором, а именно – написанного Антоном Павловичем Чеховым сто десять лет назад.  «Вишневый сад» в «Сфере» - это продолжение. Продолжение творческих традиций, продолжение театральной династии. Продолжение бесценного и бесконечного общения между зрителем и театром.  

Автор: Анна Владимирова

PDF

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед