40-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Театрал": "У каждого есть свой портрет Дориана Грея"

"Театрал": "У каждого есть свой портрет Дориана Грея"
26 Мая 2021
В театре «Сфера» состоялась премьера спектакля «Портрет Дориана Грея» режиссера Глеба Черепанова по роману Оскара Уайльда. 

«Портрет Дориана Грея» – вторая постановка Глеба Черепанова в театре «Сфера»: в 2019 году он представил на его сцене  трагифарс «Гиперболоид инженера Гарина» по фантастическому роману Алексея Толстого. Говоря о выборе произведения, режиссер поясняет, что для него интересной задачей стала работа в театре с психологическим триллером. К тому же, роман Уайльда, несмотря на свою известность, является довольно редким гостем в театре.    

«Мне кажется, Оскар Уайльд был интереснейшим человеком, дерзким, ироничным, – говорит режиссер. – Он устраивал в 19 веке практически перформансы, эпатируя общественность, потому что даже его личная жизнь во многом была актом эпатажа. Мне очень нравится его острое мышление, язык, как он формулирует мысли». 

Художник Бэзил Холлуорд (Павел Гребенников) пишет портрет юного Дориана Грея (Иван Мишин). Любуясь творением, юноша мечтает, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Вскоре Дориан знакомится с гедонистом лордом Генри (Анатолий Смиранин) и попадает под его разрушительное влияние. Однажды Дориан замечает, что лицо портрета исказила злая усмешка, и понимает, что его желание сбылось. Поддавшись влиянию Генри, Дориан становится всё более порочным, что отражается на портрете. При этом сам Дориан остаётся молодым и красивым.

«Я считаю, для актера эта роль – подарок, ты можешь пройти через перемены героя от одного человека к другому. Конечно, он любил Сибиллу Вэйн. От нее по идее все и пошло, первый поступок не в ту сторону, когда он отверг Сибиллу. Дориана Грея погубили много аспектов: самовлюбленность, в какой-то степени Лорд Генри - Дориан принял его идею о том, что внешнее важнее, чем внутреннее и в какой-то момент отказался от морали. Дориан Грей потом осознает, что он пошел куда-то не в ту сторону, пытается вернуться обратно, но не получается», – поделился Иван Мишин.

Нравственный вывод, по словам режиссера, в спектакле очевиден: важно содержание, а не только внешняя оболочка. Сегодня это произведение вдвойне актуально, потому что многие выбирают «не быть, а казаться», уточняет Глеб Черепанов.    

«Сейчас время внешнего. В нашем спектакле есть маленькая часть этого – социальные сети, где мы выбираем не быть, а казаться. Если зайти в соцсети, там у людей все замечательно по всем фронтам. Основная тема в спектакле – «быть или казаться». Настоящий художник, в данном случае Бэзил, конечно, выбирает быть», – говорит Глеб Черепанов.   

Бэзил Холлуорд – художник, который всегда ищет свой идеал. В Дориане Грее он находит гармонию души и тела. И пытается его оберегать, предостерегать от того, что разрушает душу. Для Бэзила портрет, который он написал – пик его творения, то, к чему он шел возможно всю свою жизнь.

«Дориан убивает Бэзила на момент своего становления, перерождения. Он считает, что именно Бэзил виноват в том, что с ним происходит, поскольку он написал портрет, из-за которого завертелась вся история. Дориан Грей совершает плохие поступки, а обвиняет в них другого человека. Говорят, что Бэзил – это ангел-хранитель Дориана. Как только он убивает своего ангела-хранителя, становится беззащитным и в конце концов погибает. Главные темы в спектакле – искренняя любовь, настоящая дружба, непредательство кого-то ради своих интересов. Мне кажется, это такие непреходящие ценности. Все мы когда-то были Дорианами, потом будем Генри, а закончим Бэзилами», –  поясняет Павел Гребенников.

«Хочется верить, что у каждого есть свой портрет Дориана Грея, где-то внутри. Что такое портрет Дориана Грея? Если определять одним словом, это его совесть», – добавляет режиссер.

Екатерина Сивцова, журнал "Театрал"
https://teatral-online.ru/news/29448/ 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед