42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Страстной бульвар": Нить нашей жизни / "Без вины виноватые" в Московском драматическом театре "Сфера"

"Страстной бульвар": Нить нашей жизни / "Без вины виноватые" в Московском драматическом театре "Сфера"
01 Марта 2022
Премьеру спектакля «Без вины виноватые» в «Сфере» сыграли в конце декабря как посвящение 40-летию театра, предваряя одно из главных культурных событий нового года - 200-летие со дня рождения А.Н. Островского.

Не отступая от заявленного драматургом жанра комедии и обозначив его в афише, Александр Коршунов, тем не менее, решает пьесу как психологическую драму. Режиссер создает внутри постановки особое пространство тишины, дав возможность уловить оттенки в характерах и поступках персонажей, почувствовать не только целительную силу времени, но и его высшую справедливость. Вводя в пролог «Без вины виноватых» на роли Отрадиной и Мурова молодых артистов Елену Маркелову и Ивана Мишина, а в следующей сцене, уже «семнадцать лет спустя», опытных Евгению Казарину и Павла Гребенникова, Коршунов обозначает не только внешние перемены, хотя это, несомненно, работает на достоверность истории. Ему важно показать, как давние трагические события кардинально изменили две жизни, сохранив в одном случае внутреннюю чистоту, а в другом лишив всего человеческого.

«Девица благородного происхождения» Любовь Отрадина уязвима не только из-за своей бедности, поскольку богатство, как покажут дальнейшие события, вещь преходящая. Героиня Елены Маркеловой любит Григория Мурова почти святой любовью и ни на мгновение не сомневается в его порядочности. Она прощает невнимание и легкомыслие, неумение принять главное решение и взять на себя ответственность за их незаконнорожденного сына. Материнство еще больше укрепляет в Отрадиной цельность. Каким бы бесчестным не оказался по отношению к ней Муров, выбравший в итоге богатую невесту, она сумеет пережить предательство. По сравнению с болезнью и смертью ребенка оно сразу станет мелким, незначительным. И тот же духовный стержень позволит Отрадиной начать жизнь с чистого листа.

Через много лет мы увидим известную провинциальную актрису Елену Кручинину, для которой театр сродни служению. Евгения Казарина пользуется достаточно скупыми красками, но за такой сдержанностью стоят спокойствие и воля. Кручинина нашла свое предназначение, осознала силу творческого дарования, и успех не вскружил голову. Она делает то, что должно, вкладывая в каждую роль часть себя и пробуждая в людях лучшее. Источник этой силы - бесконечная вера в чудо и надежда найти своего сына, которого она помнит только живым. Героиня Евгении Казариной - тот редкий случай, когда обманутая доверчивая душа не ожесточилась. В ее словах о доброте и милосердии нет и намека на фальшь.

Юный Григорий Муров, возможно, когда-то искренне полюбивший Отрадину, на ее фоне выглядит существом слабым и безвольным. Он все время ссылается на деспотичную мать, но на самом деле просто не готов к взрослой жизни. Отрадина стала для него путами, маленький Гриша - помехой, и он не принесет себя в жертву. Известие о смерти сына для Мурова тоже горе, и в этот момент в его искренности не сомневаешься. Но как только детские страхи вкупе с холодным расчетом берут верх, все лучшее, что в нем было, исчезнет навсегда. Кручинина встретит Мурова-хищника с неподвижным взглядом и омертвевшей душой. Персонаж Павла Гребенникова самоуверен и холоден, для него нет ничего невозможного, но и радости от каждого прожитого дня тоже нет, несмотря на огромное состояние и солидное положение в обществе. Он совершил тяжкое преступление, когда тайно отдал выжившего сына чужим людям, лишив Отрадину счастья быть матерью, и в тот же момент запустил мощный механизм саморазрушения. Теперь это лишь вопрос времени. Как и для мещанки Арины Галчихи Виктории Склянченковой, разделившей темную тайну Мурова и не забывшей о личной выгоде.

Кажется, Кручинину через семнадцать лет приводит в родной город случай, а на самом деле судьба. Женщина прошла отмеренные круги ада, выплакала все слезы, но не перестала верить. Прошедшие годы, по сути, были предчувствием встречи с потерянным сыном, оттого так пристально вглядывается она в незнакомого молодого актера, словно пытаясь уловить родные черты. И внезапно открывается добрейшему Нилу Стратонычу Дудукину, угадывая в нем природную искренность и доброту, а потом и убеждаясь в этом. Богатей и меценат Александра Алексеева будто стесняется своих качеств, считая дарованием «не очень-то важным». Он крепко стоит на земле и знает толк в коммерции, но душа стремится к чему-то большему. У Дудукина есть вкус к «изящному во всех видах», и пленяет его не громкое имя Кручининой, а ее тонкая игра.

Конечно, Нил Стратоныч видит разницу между истинным талантом и ремеслом, но и местная труппа, по его убеждению, важна для культурного облика маленького города. Дудукин поддерживает актеров и делает это бескорыстно: не покупает их, не проявляет власти, любит как детей неразумных, называя «птицами небесными». Терпит несносный характер Коринкиной, на заносчивые выпады смотрит с мудрой улыбкой. А героине Александры Чичковой никогда не понять, в чем особенность Кручининой, почему публика так поглощена ее сценической игрой. Подмостки для доморощенной примы - место интриг и борьбы за главные роли. И все же подсознательно она признает притягательность подлинного дара, и отсюда причина неприязни не только к Кручининой, но и к делающему первые успешные шаги в театре Незнамову, к спивающемуся, но яркому актеру Шмаге. Опасения не вызывает лишь «первый любовник в театре» Петя Миловзоров, иронично сыгранный Дмитрием Бероевым. У опереточного красавца всегда одинаково «приятное» выражение лица, а для хорошей игры, по его убеждению, достаточно побольше «жару». У таких, как он, расцвет и закат актерской карьеры всегда стремителен, а значит, и судьба достаточно печальна.

Театральное закулисье в сценографии Ольги Коршуновой достаточно условно, и главные акценты художник делает на костюмах персонажей, вкладывая в них особую символику. Высокая внутренняя культура чувствуется и в скромном платье Отрадиной, и в сдержанной роскоши наряда Кручининой. Нелепый розовый туалет Шелавиной, возможно, излишне гротесково сыгранной Екатериной Богдановой, подчеркивает не только отсутствие вкуса, но и почти детскую беззащитность перед свалившимся на нее богатством. Коринкина выбирает кричащие цвета и шляпы с перьями, но эта мишура рано или поздно поблекнет. А вот Шмага даже в старом пальто и дырявой шляпе выглядит достойно. Очень простой, практически, из нашего времени костюм Незнамова - свитер и шарф - напоминает одеяние отшельника и дает возможность сконцентрировать внимание на его внутреннем состоянии.

Григорий Незнамов в труппе недавно, роли получает не самые значительные, но всерьез размышляет о настоящем искусстве и ремесле. Дмитрий Триумфов в этом образе - оголенный нерв, в поисках правды готов на любые жертвы. Впрочем, и терять нечего. У него нет не только родителей и счастливых воспоминаний детства, но и жалкой бумаги, подтверждающей происхождение. У Незнамова «душа так наболела», что он не выносит малейшего проявления доброты и участия. Но и лицемерия, подлости, низменных страстей не терпит. Неслучайно его другом становится «комик в жизни и злодей на сцене» Шмага - единственный настоящий человек в сборище интриганов. Даниил Толстых создает глубокий и трагический образ одинокого философа, который за бесцеремонностью и развязностью скрывает раненую душу. Шмага говорит, что Незнамов «нить в жизни потерял», но ведь это он и о себе...

Незнамов Дмитрия Триумфова не выбирает полутонов и рубит сплеча, что можно объяснить его молодостью, неприкаянностью, озлобленностью на весь мир. И все же за максимализмом угадывается цельная личность. Он много раз падал и всегда поднимался благодаря сильному характеру и обостренному стремлению к справедливости - качества, унаследованные от матери. Это генетический код, по которому они не узнают, а, скорее, почувствуют друг друга в момент самой первой встречи. И дело не в золотом медальоне, который, согласно сюжету, позволит отбросить последние сомнения. Потому что существует нечто большее - неразрывная, почти мистическая связь матери и дитя. И в этом главная правда жизни, основа основ.

Глебова Елена
"Страстной бульвар", выпуск №6-246/2022, Премьеры Москвы
http://strast10.ru/node/5943

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед