42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Страстной бульвар, 10": Мечтать, летать, играть

"Страстной бульвар, 10": Мечтать, летать, играть
04 Октября 2022
«Незнайка и его друзья» под занавес 41-го сезона Московского драматического театра «Сфера» - веселое, полное приключений путешествие в Цветочный город. Те, кто пришли на премьерный спектакль со своими детьми (возрастной ценз на программке - 3+), встретились с любимыми героями детства, а если кто-то из представителей юного поколения еще не был знаком с обаятельными коротышками из трилогии Николая Носова, теперь наверняка добавил их к своим сегодняшним кумирам - ежу по имени Соник из комиксов и мультсериалов, роботу Валли, персонажам компьютерных игр Brawl Stars и другим виртуальным существам.

Нужно сказать, что судьба центрального персонажа этой истории - Незнайки - поистине удивительна. В русской литературе он появился в 1889 году благодаря детской писательнице Анне Хвольсон. Вначале она придумала тексты к комиксам канадского художника-иллюстратора Палмера Кокса, затем написала сказку «Царство малюток», куда поселила уже полюбившегося читателям Незнайку, и эта книга переиздавалась вплоть до событий 1917 года. В начале 1950-х непоседливый человечек с дореволюционной историей вошел в советскую литературу, обрел в произведениях Носова именно тот образ, который знаком людям разных поколений, а потом легко нашел общий язык и с детьми нового тысячелетия. Оранжевая рубашка, зеленый галстук и невероятных размеров голубая шляпа Незнайки вполне соответствуют его жизнерадостному характеру. Такой он и в новой работе Александра Коршунова. Режиссер взял за основу пьесу Носова «Незнайка учится» и поставил «веселые сказочные истории про коротышек» в сценической редакции театра «Сфера», включив в них «маячки» из первого романа трилогии.

Для декораций и костюмов художник спектакля Ольга Коршунова выбрала самые яркие краски и вписала в небольшое пространство «Сферы» утопающий в цветах городок. Здесь дорожки вымощены булыжником, газоны аккуратно пострижены, на окнах сказочных домиков уютные занавески в горошек, и по вечерам в них зажигается теплый свет. Маленький оркестрик из фортепиано (Павел Герасимов), скрипки (Анна Тимченко) и флейты (Марат Гумеров) наполнил этот придуманный мир живой музыкой, и он стал реальным (автор музыкального оформления спектакля Павел Герасимов включил в него песни Владимира Шаинского и собственные сочинения).
Кажется, актеры примеряют образы своих коротышек шутя и дурачась, но в каждом прорастает особый характер, угадывается личная история. Например, Гусля Сергея Загорельского - талантливый маэстро и терпеливый наставник. Жители Цветочного города, разбившись по голосам, следят за его дирижерской палочкой и вдохновенно поют про кузнечика. И эта знакомая и любимая многими песенка становится своего рода эпиграфом к спектаклю, в котором без назидательности рассказывают о настоящей дружбе и умении признавать ошибки, о радости общего дела и счастье творчества.

Обитателей «царства малюток» можно условно разделить на «взрослых» и «детей». У первых уже есть жизненная цель, они профессионалы того или иного дела, и собственным примером помогают подрастающему поколению найти свой путь. Доктор Пилюлькин Антона Антипова даже в сложных ситуациях не теряет самообладания, и абсолютно ясно, что здоровье коротышек в надежных руках. Ассистирует медбрат Пончик (Даниил Толстых), но ему еще многому предстоит научиться. Механик Винтик Алексея Суренского, в отличие от восторженного помощника Шпунтика (Илья Ковалев), сдержан и максимально погружен в мир механизмов. Но стоит ему сесть за руль своей «рыбки», он превращается в лихого водителя и абсолютно счастливого человека. За внешней суровостью этого персонажа скрывается добрая душа, и не случайно Винтик прощает Незнайке выходку с разбитым автомобилем.

Истинными служителями муз предстают художник Тюбик Дмитрия Бероева и поэт Цветик Никиты Спиридонова. В их серьезных размышлениях об искусстве звучит главное: за любой картиной или стихотворением стоит упорный труд с мучительными поисками нужных красок, оттенков, строк. У таланта Цветика немало поклонников, Мушка Екатерины Богдановой и Кнопочка Дарьи Затеевой вообще готовы слушать его декламации день и ночь, а он любит уединение и тишину, вдохновение ищет в предрассветном состоянии природы. Подбирая рифму к слову «мечтать», поэт включает в творческий процесс зрителей, и дети с радостью откликаются - «летать», «играть»...

В обилии интересных дел и увлечений такой разносторонней личности, как Незнайка, определиться с выбором трудно. Он мечтает научиться музицировать, рисовать, слагать стихи и управлять автомобилем не хуже Винтика, но стрелки его внутренних часов вращаются с удвоенной скоростью. «Взрослые» коротышки искренне готовы делиться знаниями, но у него просто нет времени на полное погружение. Дмитрий Триумфов играет своего Незнайку настолько достоверно, что при первом же появлении на сцене кто-то из зрителей удивленно воскликнул: «Это же просто мальчик!» И дело не в подходящей фактуре артиста, а в той искренности, с которой его персонаж познает окружающий мир.
Обладатель голубой шляпы всегда открыт к новому опыту, восхищается возможностью извлекать из медной трубы громкие звуки, соединять слова в веселые стихи-дразнилки, писать портреты жителей Цветочного города, точно подмечая характерные черты каждого и создавая в итоге замечательные дружеские шаржи. В желании сделать для всех сюрприз и устроить выставку только одно - чтобы было весело. Судя по тому, как коротышки реагируют на его произведения, можно утверждать, что автор, несомненно, талантлив. Но главное, Незнайка никому не завидует, ни на кого не обижается, искренне переживает из-за неудач и, несмотря ни на что, верит в себя. Впрочем, в Цветочном городе не умеют всерьез злиться и легко прощают ошибки, как и должны поступать настоящие друзья. В этот надежный круг театр «Сфера» включает всех, кто приходит на премьерный спектакль и оказывается в атмосфере чистой радости.

Глебова Елена
Выпуск №1-251/2022, Премьеры Москвы
http://strast10.ru/node/6111

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед