39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Ревизор.ру - "Затейник" Виктора Розова в постановке Александра Коршунова в Московском драматическом театре "Сфера"

Ревизор.ру -  "Затейник" Виктора Розова в постановке Александра Коршунова в Московском драматическом театре "Сфера"
24 Декабря 2019

Московские премьеры. "Затейник" Виктора Розова в постановке Александра Коршунова в Московском драматическом театре "Сфера"

Главный режиссер Московского театра "Сфера" Александр Коршунов, впитавший с генами школу русского психологического театра, остается верным ей на протяжении всей своей актерской и режиссерской жизни.

Автор: Павел Подкладов

Эта школа всегда являлась незыблемой основой театра, который основала и на протяжении 32-х лет возглавляла его мама, замечательная актриса и режиссер Екатерина Ильинична Еланская и которым вот уже почти шесть лет руководит он сам. Следование основополагающим реалистическим принципам в искусстве в полной мере было продемонстрировано в последней по времени премьере театра — спектакле "Затейник" по пьесе Виктора Розова.

Драматург

Думаю, что режиссеру не пришлось "сдувать пыль времени" с пьесы, написанной легендарным советским драматургом больше 50 лет назад. Мне, давно ее не читавшему, на спектакле показалось, что она в XXI веке не просто не утратила своей актуальности, но даже приобрела дополнительную остроту и пронзительность. Ты узнаёшь в ее героях черты тех, с кем сталкивала и продолжает сталкивать тебя жизнь. Убеждаешься, что люди с течением времени по своей сути не меняются, и в который раз вспоминаешь слова гениального писателя: "…они — люди как люди. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…" Меняются эпохи, общественные формации, основы социального устройства, а в сердцах людей по-прежнему бушуют страсти: любовь, зависть, злоба, корысть. И Правда порой по-прежнему ходит раздетая и вымазанная чёрной сажей, не в силах доказать то, что она Правда. И любому человеку, внешне благополучному, благопристойному и порядочному, достаточно чуточку покривить душой и — "глядь, а конём твоим правит коварная Ложь". Об этом пьеса Виктора Сергеевича Розова и спектакль Александра Викторовича Коршунова. Но они также и о верности, бескорыстии и подвиге во имя любви, которой не подвластны никакие жизненные катаклизмы.

Персонажи пьесы — люди, на первый взгляд, обыкновенные, ничем не выдающиеся. Да и основная сюжетная коллизия отнюдь не нова — "любовный треугольник". Но, при этом, история далеко не рядовая: молодая женщина ради спасения любимого человека от возможного преследования со стороны "органов" умоляет его уехать из Москвы. Сергей — так зовут героя — бросает в Москве всё, в том числе, квартиру на Арбате, уезжает, куда глаза глядят, не подает вестей бывшим друзьям и знакомым, мотается по стране, и, в конце концов, оседает во второразрядном сочинском санатории, где работает массовиком-затейником, ведет унылую жизнь, понемногу спивается. Там спустя полтора десятка лет его застает бывший приятель Валентин, за которого не без помощи его отца — высокопоставленного работника спецслужб — выходит замуж бывшая возлюбленная  Сергея по имени Галина. В пьесе фигурируют и другие персонажи: постаревший отец Валентина, его сестра, юная влюбленная пара, идущая в отличие от главных героев наперекор возможным трудностям. Однако не буду портить впечатление потенциальному зрителю: о том, как развиваются события в этой истории, он узнает на спектакле.

Художник

Сценограф и автор костюмов Ольга Коршунова как всегда очень точно, тонко и с любовью выстраивает визуальный ряд спектакля. В первом действии она "украшает" убогое жилище беглеца-Сергея в сочинском санатории вырезками из старых газет и несколькими плакатами 60-х годов прошлого века ("Молодежь! На водные станции! Водный спорт закаляет тело и волю!", "Граждане СССР имеют право на отдых!", "Проводите свой отпуск в путешествиях!" и т.д.), а также предметами спортивного и культурно-массового назначения. Одетый в затрапезные треники и тельняшку затейник спит на скрипучей раскладушке, возле которой стоит старая тумбочка. В углу — таз, над которым он умывается, в комнатке — видавшие виды табуретка, стул и стол, размеров которого хватает аккурат для размещения бутылки водки, двух стаканов, буханки хлеба и банки с килькой в томате. Во втором действии художник вместе с режиссером перенесут зрителей в дом Селищевых, внешний вид которого лишен особых излишеств, но свидетельствует о солидности, достатке и благопристойности его обитателей. Как всегда эффектно и точно по смыслу используется необычный зал театра, в том числе, лестницы и двери, ведущие, может быть, на второй этаж дома и на оживленную, наполненную разнообразными городскими шумами улицу.

Режиссер

В театре хороших актеров принято называть "органичными", т.е. искренними, естественными. Александр Коршунов и на сцене, и на экране всегда не просто естествен и правдив, он обладает каким-то обостренным, поразительным чувством правды! Поэтому иногда приходится слышать, что он даже не играет, а проживает свои роли. Это, наверное, интуиция, Божий дар, но и высочайшая степень актерского профессионализма и человеческой душевной культуры. Именно эти качества он прививает своим подопечным в театре, и как режиссер (да простит меня читатель за высокопарность) — "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Не всем и не всегда это удается. Но когда случается, происходит чудо! В "Затейнике" режиссер скрупулезно разобрал каждую роль и выстроил логику взаимоотношений персонажей. И, актеры, имея в основе такую мощную режиссерскую конструкцию, в рамках заданного рисунка обретают необыкновенную легкость, свободу и импровизационный полет. А. Коршунов, зная актерскую природу и любя своих подопечных, всегда дает им возможность в полной мере проявить свои таланты, порой даже сохраняя ради них некоторые длинноты драматургии, как это происходит, в частности, в "Затейнике". Надо признать, что в пьесе (прежде всего, во второй части) все же присутствует некоторый пафос и дидактика, которые, однако, ты вполне "прощаешь" автору благодаря вдохновенной игре артистов.   

Два действия "Затейника" А. Коршунова — это по сути дела два разных по сути, форме и эмоциональному накалу спектакля. Первый — это диалог — поединок двух бывших приятелей-антиподов. Несмотря на кажущуюся простоту этого диалога, ты ощущаешь непримиримое противостояние двух разных правд, моралей и  мировоззрений. Сергей и Валентин — это по сути дела два разных мира, жизнеспособность которых во все века была предметом острейшей конфронтации их идеологов и носителей. Режиссер виртуозно выстраивает этот поединок, в котором не будет победителя. Но симпатии и даже любовь зрителей, безусловно, окажутся на стороне внешне слабого, но более сильного духом. Второе действие, несмотря на обилие событий и сюжетных коллизий, оказывается менее тонким, хотя и не менее эмоционально насыщенным и острым. Но здесь конфликт становится более бытовым, открытым и ожидаемым, хотя, при этом, столь же захватывающим.

Артисты

Действующие лица второго действия в отличие от первого относительно многочисленны и разношерстны. Задиристая и упрямая пара молодожёнов — Тамара и Эдуард (отличные работы студентов ВТУ им. М.С. Щепкина Екатерины Богдановой и Дмитрия Триумфова) — устраивает свою судьбу, идя наперекор строгой, жесткой и непримиримой матери Эдуарда Марии Павловне (яркая, но несколько однозначная и прямолинейная роль Ирины Сидоровой). Молодоженов поддерживает отец семейства Селищевых — тот самый работник "органов", который по сути дела разрушил жизнь Сергея и его любимой женщины Галины, ставшей впоследствии его невесткой. Замечательный, мудрый артист Александр Алексеев играет несчастного пожилого человека, которого уже полтора десятка лет гнетёт совершённый им во благо сына подлый поступок. Он с восторгом воспринимает весть о том, что Сергей нашелся! И даже его работа в качестве затейника в доме отдыха кажется Алексею Павловичу не просто нормальной, но важной и нужной. Надо видеть и слышать, с каким воодушевлением и даже восторгом он произносит слово "затейник", потрясая при этом указательным пальцем!

Особняком в этой компании стоит Галина. Превосходная актриса Валентина Абрамова играет не просто красивую, интеллигентную и нежную женщину, но личность возвышенную и благородную. Пожертвовав своей судьбой ради спокойствия, а может быть, даже сохранения жизни любимого человека, она много лет несет свой крест, живя рядом с ненавистным лживым мужем в чуждой семье. Но, узнав о том, что Сергей жив, тотчас решает изменить свою судьбу. В мановение ока печальное лицо этой спокойной и рассудительной женщины, учительницы и даже автора учебника, озаряется каким-то радостным почти детским светом, ощущением близкой встречи с любимым и грядущего счастья…

Как всегда, тонкий и неоднозначный образ создал Анатолий Смиранин в роли Селищева-младшего. Его герой — типичный баловень судьбы — сынок высокопоставленного чекиста, не имеющий бытовых проблем, катающийся как сыр в масле. Не обладающий особыми талантами, он умудряется "весело шагать по просторам" жизни и вряд ли когда-нибудь отягощает себя рассуждениями о морали. Внешне он вполне презентабелен, не пьет, работает, "доцента имеет". Но он — из тех, кого можно назвать "почти порядочным" человеком: ему ничего не стоит завести в доме отдыха интрижку, соврать, украсть фотографию жены из тумбочки бывшего приятеля, попытаться с презрением очернить его в глазах своих домашних. Но, слава Богу, все же какие-то человеческие черты в нем еще теплятся: Валентин не настолько подл, чтобы быть до конца последовательным и низким в своей лжи. А. Смиранин превосходно играет эту неоднозначность своего персонажа: он лжец, интриган и нарцисс, а, с другой стороны, вроде бы, никаких особых подлостей не совершал. И, вроде бы, вовсе даже не виноват в том, что подруга товарища стала его женой. Несмотря на не совсем благоприятный для него финал этой истории, ты понимаешь, что Валентин в этой жизни не пропадет. Такая уж планида у этого "почти честного" индивидуума.

Осмелюсь взять на себя смелость, предположив, что артист Александр Пацевич  в этом спектакле сыграл на сегодняшний день свою лучшую роль в театре. Не могу найти аналогию его персонажу Сергею Сорокину — тому самому "затейнику". Ну, пожалуй, если только вспомнить героя Олега Янковского в фильме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию". Но если в Игоре Брагине остается еще драйв, "отвязность" и ирония, то неприкаянный спивающийся затейник уже почти окончательно махнул на себя рукой. Ему много не надо: раскладушка, тумбочка, тазик, пара табуреток, "лучок да картошка, огурчик солёный", как пелось в старой песне. С удовольствием развлекает он дурацкими шутками отдыхающих дома отдыха и даже цитирует свои выступления приятелю. Не гнушается он даже сдавать за плату "в аренду" на время свою халупу парочкам, желающим весело провести время. Валентин, с недоумением взирающий на того, кто считался одним из самых многообещающих сокурсников, отчитывает и стыдит Сергея. Тот во всём соглашается и даже усмехается: ну что, мол, с меня — убогого — возьмешь?! Он на самом деле убог и несчастен, готов вытирать стол рукавами своей тельняшки, чтобы пристойно принять старого приятеля. И только однажды в нем просыпается прежний Сергей Сорокин, когда Валентин крадет у него фотографию любимой женщины с дорогой ему надписью. Тогда он как тигр бросается на противника и даже хватает его за горло. Но сил на борьбу у этого статного и красивого мужчины уже, увы, не остается. Но сколько же доброты, ума, невидимых миру слёз, нерастраченной нежности ты чувствуешь в почти потухших глазах этого почти юродивого. И с грустью размышляешь о том, что же могло сделать его таким: страх, подлая тоталитарная система, равнодушие людей, несчастная любовь?! И сочувствуешь ему всеми "фибрами" своей души. И даже отворачиваешься от соседей по зрительному залу, чтобы не видели твоих слёз… 

Виктор Розов, Александр Коршунов, а вместе с ними Александр Пацевич и все остальные участники спектакля не пытаются взывать к нашему праведному гневу и призывать к каким-то решительным поступкам. Они просто рассказывают печальную историю жизни человека. И нашей многострадальной страны. 

Павел Подкладов, Ревизор.ру

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская