После того как в 1965 году на экраны страны вышел фильм режиссера В. Ивченко по повести Алексея Толстого «Гадюка» с великолепной Нелли Мышковой в главной роли, другие постановщики не рисковали обращаться к этому произведению, насколько оглушителен был его экранный успех. И сегодня, когда по телевизору идет «Гадюка», лента смотрится на одном дыхании, а представить себе другую Ольгу Зотову – героиню повести, почти невозможно. Не отваживались её ставить и на театре – настолько сложна фактура представления. Однако…
Московский театр «Сфера» и режиссер Виктория Печерникова решились на такой рисковый эксперимент и поставили яркий спектакль – с живой музыкой, песнями времен НЭПа, частушками, пластическими балетными сценами, красными бутафорскими конями…

«Этот спектакль – следственный эксперимент над главной героиней, Ольгой Зотовой, предложение зрителю вынести свой приговор», — говорит Виктория Печерникова. На сцене, почти пустой, без декораций разворачиваются события начала прошлого века — времен Гражданской войны и НЭПа. История «трех жизней» Ольги Зотовой, которая росла в купеческом доме.
На дом нападают бандиты, убивают ее родителей, сжигают дом. Ольге удается спастись.В это время власть переходит к красноармейцам, которые наводят в городе свой порядок. Девушку от расстрела спасает кавалерист Емельянов. Она влюбляется в него и идет с ним на войну.
«…Товарищ Зотова, какую цель преследует рабоче-крестьянская Красная Армия?..» Ольга Вячеславовна выскакивала и — без запинки: «Борьбу с кровавым капитализмом, помещиками, попами и интервентами за счастье всех трудящихся на земле…»
Зотова была зачислена бойцом в эскадрон, которым командовал Емельянов. Ольга Вячеславовна действительно была живуча, как гадюка». Командир кавалеристов гибнет в бою и Ольга остается одна. «…Потом кончилась война. Ольга Вячеславовна купила на базаре юбку из зеленой плюшевой занавески и пошла служить по разным учреждениям; машинисткой при исполкоме, секретаршей в Главлесе или так, писчебумажной барышней, переезжающей вместе с письменным столом из этажа в этаж.
Прошлое не забывалось. Жила одиноко, сурово. Но военная жесткость понемногу сходила с нее, — Ольга Вячеславовна снова становилась женщиной. … В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь. …Она поступила на службу в отдел контроля Треста цветных металлов, у нее было чувство воробья, залетевшего в тысячеколесный механизм башенных курантов. Она поджала хвост. Минута в минуту приходила на службу». История «Гадюки» заканчивается трагически.
В текст «Гадюки», изданной в «Библиотеке начинающего читателя», Толстой добавил: «Через две недели в народном суде слушалось дело Ольги Вячеславовны Зотовой… Суд… Нет, пусть лучше сами читатели судят и вынесут приговор». Сделать инсценировку по этой повести и поставить на сцене – задача непростая, тем более, показать времена Гражданской войны и НЭПа. Режиссер решает для себя эти задачи – НЭП на сцене представлен во всей красе,
а Гражданская война — в выстрелах орудий, солдатских шинелях, бутафорских красных конях, в которых так хочется верить. Актеры играют пронзительно и их энергетика мгновенно передается залу. Еще одно оригинальное решение постановки – балетные пластические сцены (хореограф Е. Миляева), талантливо раскрывающие те или иные события происходящего. А музыка А.Вертинского, П.Герасимова, песни времен Гражданской войны и НЭПа мгновенно погружают нас во времена почти вековой давности. Роль Ольги Зотовой исполняет Нелли Шмелева. По странной случайности «Гадюку» играет актриса с тем же именем, что и Нелли Мышкова. Какова будет судьба её героини из театра «Сфера», оценивать зрителю. Командир Емельянов (артист А.Суренский) – боец времен Гражданской войны,
беспощадный к врагам революции – раскрывает нам образ одновременно романтика и приверженца идей революции.Игра актеров – В.Гладилиной, С.Загорельского, В.Склянченковой, Г.Калашниковой, Н.Спиридонова, Д.Новикова, одетых в костюмы художника А. Скорик, белый рояль в зале, оркестр, аккомпанирующий залихватским нэпмановским «А я девчонка, я шарлатанка!»…
Сцена предлагает: «Зритель, всмотрись в прошлое страны Советов и попробуй через её историю понять, с чем мы пришли в сегодняшний день, и стоило ли её будущее стольких жертв?» «Гадюка» в постановке театра «Сфера» вполне дает на это ответ.
Автор:Марина Эратова
Сайт портала "Закулисье"