40-й театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 17:00 до 19:00
Сб-Вс: с 16:00 до 18:00
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Рецензия О.Русецкой на спектакль "Кабала святош"

Рецензия О.Русецкой на спектакль "Кабала святош"
18 Апреля 2017

ВЕРЮ! ВЕРЮ В ТО, ЧТО В ЗАЛЕ СИДЕЛ КОРОЛЬ!      

Именно так играет Мольера Александр Коршунов, выбегающий за кулисы, чтобы перевести дух и через мгновение вернуться обратно на сцену — удивлять, восхищать, развлекать и поражать своим непревзойденным талантом поэта и актера зрителей, среди которых сейчас оказался сам Король со своей свитой! В этот раз Александр Коршунов решил сыграть по крупному счету — он выступил в булгаковской «Кабале святош» не только как блистательный актер, но и как утонченный режиссер. Уж сколько раз ставили эту пьесу. Да еще на каких сценах! А вот ведь сферовская оказалась не похожей ни на одну другую. Есть в ней какая-то редкая свежесть, какой-то тонкий аромат, способный расстревожить чуткую душу зрителя. И потому слезы застилают глаза, когда созерцаешь трагедию более чем трехсотлетней давности. Почему? Да потому что кажется все это таким знакомым, современным и даже сиюминутным… А не это ли и есть доказательство режиссерского таланта?!

         Мадлена Бежар де Мольер в исполнении Татьяны Филатовой выглядит удивительно естественно: в ней нет той натянутости, которая обычно наблюдается в создании этого образа. Лицо ее выражает бесконечное страдание, когда она выслушивает признание Мольера, — и ей безоговорочно сочувствуешь всем сердцем.

        А каков король! Анатолий Смиранин совершенно волшебно воссоздает образ самого выдающегося французского правителя. «Таким, вот именно таким он и был!» — гениально убеждает нас актер своей игрой, — «утонченно-многозначительным и изысканно-повелевающим». Великий Король, Король Солнца, Король-коллекционер… Именно он создал абсолютную монархию! Именно он провел множественные реформы и покровительствовал ученым и писателям! При нем были основаны Академии художеств и танца, наук и словесности, королевский сад редких растений… Именно он содействовал созданию «Газеты ученых»… Король ценил утонченный вкус Мольера. И именно тот факт, что Людовик XIV признавал его гений, сделал комедиографа великим на века.

       К чему это я? Да к тому, что сыграть такую персону одного таланта мало… Да, да! Мало! Здесь нужна еще порода, определенный генотип, врожденная утонченность и необходимая пластика… души… И все это оказалось подвластно замечательному Анатолию Смиранину! Та сцена, где Король ужинает с Мольером, особенно колоритна: каждое его движение, каждый поворот головы, каждый взгляд его красивых умных глаз, и даже то, как он раздирает пальцами кусок цыпленка, делясь с гостем своей трапезой, поражает своей утонченностью. Хороша также и сцена игры в карты. Вопреки всем ожиданиям, он великодушно прощает своего обманщика, доказывая тем самым свое неоспоримое превосходство над прочими мира сего. И делает он это ненарочите умно, красиво, бескорыстно…

        Немногословен и предельно сдержан архиепископ Дмитрия  Ячевского, но каков взгляд! Он как предвестник беды, как знак свыше — загадочен и надменен, потому что ему известно Нечто.

          Знаю, знаю, что перечислять всех актеров непозволительно! А как хочется! Ведь каждый образ — удался! И Арманда Казариной, и дуэлянт Пацевича, и бероевский игрок… И наверное именно этот неоспоримый факт и делает спектакль таким сочным, интригующим, красивым…

       Нельзя не сказать и о том, что все это действо разворачивается в исключительно сдержанных, но предельно многозначимых декорационных деталях. Один клавесин (ну, как же без клавесина-то здесь?!) чего стоит! И как тонко подмечено: клавесин-стол, стол-клавесин — ведь именно на столе изначально располагался этот инструмент, а уже позже мастера добавили ему красивые ножки. Да и костюмы заслуживают похвал — при их создании Ольга Коршунова проявила определенную сдержанность и тонкий вкус. Впрочем, это типично для ее работ.

        Эпиграфом к булгаковской пьесе послужили слова: Rien ne manque a sa gloire, II manquait a la notre.

Для его славы уже ничего не нужно. Но он нужен для нашей славы (фр.). Я бы эти слова отнесла к театру «Сфера» — он этого вполне заслуживает. И очередная премьера тому блестящее доказательство.

Автор: Ольга Русецкая

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская