Для посещения театра зрителям старше 18 лет требуется наличие QR-кода
41-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Портал "Русский блоггер": Портрет Дориана Грея: гимн чистому искусству или моральная притча?

Портал "Русский блоггер": Портрет Дориана Грея: гимн чистому искусству или моральная притча?
26 Мая 2021

«Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу»
Оскар Уайльд


Режиссер Глеб Черепанов поставил в театре Сфера самое известное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Оскар Уайльд умеет впечатлить красотой слога, изяществом мысли, способностью видеть и передавать все краски и их тончайшие оттенки. При этом он позволяет себе быть неоднозначным, а иногда и противоречивым. Роман «Портрет Дориана Грея» начинается с воспевания красоты, как высшего смысла жизни. К концу автор полностью опровергает эту идею. В результате получился роман-воспитание, предупреждение, говорящее об опасности предательства своей души, совести, какая бы прекрасная вещь не предлагалась взамен. Произведение становится бессмертным. Роман по-прежнему читают, снимают, ставят на театральной сцене. Он был экранизирован более 30 раз.


Появление «Портрета Дориана Грея» на сцене Сферы очень гармонично. Роман очень живой и просится на сцену Живого Театра. Здесь есть все для хорошего спектакля: чудесный текст, увлекательный сюжет, мечта о вечной молодости, всегда загадочная и притягательная мистика.

Портрет в спектакле является очень важным персонажем, а может быть, одним из главных героев. Он выступает как образец высшего искусства, приобретающий магические свойства. Его мистичность в спектакле Глеба Черепанова, способность «оживать», меняться, стареть реализована с помощью чудес современной техники: мистическое свечение, фотографическая точность правильных черт лица, отражение на портрете изменений, которые производит в его личности каждый поступок. Совершенная героем подлость, жестокость, равнодушие тут же обнаруживают себя на портрете новой морщинкой, складкой, кривой усмешкой, холодностью во взгляде. Иногда кажется, что портрет вот-вот оживет и сойдет с холста, наводя ужас на своего обладателя.

У портрета есть «двойник» на сцене, и это мне кажется замечательной находкой, к сожалению не получившей должного развития. Оскар Уайльд называет искусство зеркалом, отражающим того, кто в него смотрится. Режиссер помещает это «зеркало» на сцену в виде огромной рамы, похожей на дверь в зазеркалье. Через нее герои попадают на сцену, в мир искусства. Обменяв свою душу на красоту, Дориан Грей превращается в прекрасный нестареющий портрет самого себя. В этой огромной раме он красуется, как на обложке журнала.
Главные действующие лица составляют своеобразный треугольник. В центре юный красавец Дориан Грей, несформированная пока еще личность. За его душу вступают в неравную схватку эстет и гедонист лорд Генри и романтик с нежной душой художник Бэзил. Генри становится для молодого Дориана Мефистофелем, вовлекающим юношу в пучину порочных страстей. Подтверждая сходство с известным произведением Гете, на экране перед нами разыгрывается сцена соблазнения доктора Фауста. По завершению актеры открывают лица, и мы видим, что под масками Мефистофеля и Фауста скрываются лорд Генри и Дориан.

Игра актеров заслуживает высшей оценки. Каждый выразителен, находит уникальную интонацию для своего персонажа. Потрясающе обаятелен лорд Генри. Просто живое воплощение эстета, тонкого ценителя красоты, мастера изящного слова, устоять перед которым просто невозможно. Мгновенно попадаешь под его обаяние, сила которого так велика, что невозможно поверить, что он — отрицательный герой. Анатолий Смиранин задает очень высокую планку для своих партнеров. Соответствовать его уровню и играть рядом с таким мастером – трудная задача, но и прекрасная возможность роста для молодых талантливых актеров. Случайно или нет, Иван Мишин, исполняющий роль Дориана имеет портретное сходство с автором романа. В этом тоже есть элемент мистики. Сквозь время проступает лицо автора, вступающего с нами в диалог.

Мостиком в сегодняшний день выступают соцсети. Вся молодежь – Дориан, Сибилла и Джеймс активно постят сообщения, фото и видео, меняют свои статусы, что порой может очень многое сказать о переменах в жизни персонажей. Также интересная вставка — телеинтервью с Лордом Генри, где он рассказывает о своих взглядах, открыто призывая наслаждаться, используя для удовольствия все и всех, игнорируя грустные и неприглядные стороны жизни. Очень созвучно с современной рекламой: «Бери от жизни все!», «Живи на яркой стороне!» Здесь видно, как изменились общественные нормы. Если во времена Оскара Уайльда, в викторианской Англии, впрочем, как и в СССР, таким как Дориан Грей не подавали руки, то в наше время «звезды» с подобными взглядами на жизнь находят армию поклонников. Портрет Дориана Грея благодаря интернету размножился и превратился в миллионы ников и ботов с вымышленными историями. Но есть отличие, и оно говорит не в пользу нашего времени. Чтобы завоевать популярность теперь не нужна ни красота, ни талант, ни положение. Чем хуже, тем лучше. Эпатируй пожестче, собери миллион лайков, и ты окажешься на волне всеобщего признания. Дориан Грей – в каком-то смысле становится героем нашего времени. Поэтому очень нелишне сейчас напомнить о человеческих ценностях, о совести, о том, что кроме внешней стороны жизни и ее искусственно-созданной части, «портрета», будь то ник в соцсети или персонаж в игре, существую я настоящий, как человек, как душа.

Спектакль уже сейчас прекрасен, благодаря профессионализму актеров, их умению играть очень хорошо, взаимодействовать с партнерами. Думаю, что со временем постановка будет совершенствоваться, развиваться, как живой организм, станет более целостной. Проявятся и раскроются многие детали, пока пребывающие в спектакле в виде замыслов и намеков.

"Русский блоггер", https://rblogger.ru/2021/05/22/portret-doriana-greya-gimn-chistomu-iskusstvu-ili-moralnaya-pritcha/

Текст: Светлана Уварова

Фото: Сергей Чалый

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед