07 Января 2015
Театр «Сфера»: «Обыкновенная история» по инсценировке В.Розова романа И.Гончарова, реж. А.Коршунов
«Эта обыкновенная история случается в любой век. Я открыл для себя много нового — наверное, повзрослел» (Виктор Розов в предисловии к инсценировке романа, 1966 год).После выпущенных премьер молодых, приглашенных театром, режиссеров («Афродита» Юлии Беляевой по Платонову и «Безотцовщина» Владимира Смирнова по Чехову) «Сфера» под Новый Год презентовала новую постановку главного режиссера театра, заслуженного артиста Александра Коршунова.
Спектакль, безусловно, продолжает традиции Малого театра, где сам Александр Викторович служит актером и режиссером. «Обыкновенная история» - спектакль именно актерский, он держится и движется актерской энергией и созданными ими образами. Режиссерская мысль мягко вытачивает каждую мизансцену, каждого героя, отдавая право актеру вести за собой зрителя. В этом смысле, большая удача и опора «Сферы» - молодые актеры труппы, «щепкинцы», воспитанные еще Виктором Коршуновым. Софья Реснянская, Валерия Гладилина, Евгения Казарина, Алексей Суренский и др.Здесь династия, как и в Малом, создает театр-семью, где, кажется, нет случайно пришедших, как актеров, так и зрителей.
Без намеренного, тенденциозного осовременивания, прелесть отказа от которого начинаешь ощущать сполна к середине действия, спектакль не кажется архаичным, хоть и играется в исторических костюмах, с устаревшими оборотами речи. Задача – дать автора – а получается даже двух мастеров слова сразу, потому что инсценировка Виктора Розова требует отдельного разговора - во всем объеме и непреходящей актуальности, которую и не стоит искусственно выделять, как будто подчеркивает режиссер своим «невмешательством». Классика самодостаточна в любые времена. А вот донести ее до зрителя именно сейчас – миссия театра.
А не то, как подзабыли, какая сложная наука выстроить жизнь, не изменив себе, насколько тосклива жизнь без чувств («без божества, без вдохновенья…»), как страшно, как нелепо обманываться иллюзиями или наоборот зарастать цинизмом, привычкой, отчуждением. Как глубоки и горьки извечные противоречия жизни – непрестанные метания между духовным и материальным, разъедающим знанием и доверчивой верой в людей. Все-все мельчайшие изменения души фиксирует И. Гончаров. В спектакле актеры достойно воплощают натуры героев – искренние, честные.
Не случайно Виктор Розов написал инсценировку романа о становлении молодого человека, нравственном сломе только начинающей жить молодой души - так схож персонаж Сашеньки Адуева, его как неоперившегося кукушонка задиристо играет Денис Береснев, с «розовскими мальчиками», которые пытливо искали правды, справедливости, кристальной чистоты человеческой природы. «И жить торопиться и чувствовать спешит…»
Как раз-таки В. Розов вносит в инсценировку ужесточенную антитезу, тогда как благодушный И. Гончаров в финале романа соединяет ведущих ментальный спор дядюшку и племянника в родственном объятии долгожданного взаимопонимания. Племянник, наконец, после пройденного пути воплощает в жизни урок дяди – здоровый прагматизм, привычка, договор в отношениях, отсутствие излишней чувствительности. У В. Розова – дядя и племянник меняются местами – племянник с удовольствием говорит о женитьбе по расчету, а стойкий дядюшка (в спектакле «Сферы» его легко, иронично играет Дмитрий Ячевский) на срыве чувств – бросает карьеру ради спасения здоровья жены, на которую в кои-то веки обратил пристальное внимание. Едкая ирония судьбы, этим и насыщен финал спектакля. Может быть и не оглушающей тишиной он заканчивается, но тяжелой паузой точно.
Подвижной круг в центре сцены становился то петербургским кабинетом, то террасой усадебного дома. Круг же стал и наглядной метафорой – и характера главного героя, ищущего, жаждущего, стремящегося, и неустанного круговорота жизни. А вот сферический зал, исходная «декорация» театра на каждом спектакле, в этот раз не только не помог постановке, а, возможно, и напротив. Ведь гончаровский мир так уютен, что разрушать его и выносить из театральной «коробочки», куда бы мы заглянули на традиционной сцене, так не хочется. Как сказала одна из зрительниц, выходя со спектакля: «Все-таки в театре должна быть четвертая стена…».
Автор: Елизавета Авдошина
Театральный блог Елизаветы Авдошиной