40-й театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Обломок аристократии на современной сцене. Ольга Русецкая

Обломок аристократии на современной сцене. Ольга Русецкая
28 Января 2020

ДЯДЮШКИН СОН

Другой Достоевский ИЛИ

Обломок аристократии на современной сцене

ИЛИ Спектакль про дураков

Крик петуха за окном, звон колоколов... В доме тепло и уютно. На одной стороне - картины с пейзажами, на другой - портреты. На полу - овальный ковёр, круглые чайные столики, банкетка, диваны, кресла, обитые узорной бардовой драпировкой...

Где-то там, выше - музыкальный дуэт: гитара и балалайка.

«Это полукомпозиция, а не человек... Его забыли похоронить...» - восклицает вдруг появившийся на сцене молодой человек по имени Павел Александрович (Павел Степанов).

«Обломок, остаток нашей аристократии», - вторит ему дама по имени Мария Александровна, которую совершенно блистательно играет Татьяна Филатова.

Появляется ее дочь по имени Зина (в неё чудесно перевоплощается Екатерина Давыдова-Тонгур). Павел Александрович, явно неравнодушный к молодой особе, начинает с ней приватный разговор...

Все эти бесхитростные диалоги происходят под уютный аккомпанемент ни с чем ни сравнимой балалайки (об Антоне Жукове можно и нужно говорить отдельно, что мы и постараемся сделать в неотдаленном будущем, потому что он несомненно того стоит - игра его на этом незатейливом инструменте столь красива и непритязательна в самом хорошем смысле этого слова, что поражаешься его необыкновенному таланту).

«Князь, кажется, сейчас сойдёт...» - не без волнения восклицает Мария Александровна, держа наготове в руке букет роз.

Так начинается спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» - спектакль про дураков, который, на мой взгляд, актуален сегодня, как никогда.

Все мы воспринимаем Достоевского прежде всего как великого мыслителя, философа, трагика... А здесь мы вдруг осознаём, что он ещё был и отменным сатириком.

Как тонко надо было чувствовать и понимать общество, чтобы так неожиданно правдоподобно уличить его в истинном сумасшествии.

Здесь, в этом уютном, казалось бы, и вполне добропорядочном доме, сталкиваются лицемерие и порядочность, ханжество и жестокость.

Появляется старый князь (непревзойденный Вадим Борисов) - вопреки всем ожиданиям, этакий моложавый франт в желтом бархатном камзоле, в светло-бежевых брюках и белоснежной рубашке, с брошью на жабо - все это дополняется изысканной чёрной тростью и золотым моноклем - очень выразительным получился образ! И здесь, конечно же следует отдать должное замечательной Ольге Коршуновой, чьи работы неизменно останавливают на себе пристальное зрительское внимание и надолго остаются в памяти.

«Я часто не туда заезжаю... А я доволен...» - простодушно хохочет князь. И сразу понимаешь, что этот человек находится в том состоянии, когда реальность воспринимается как сон, а сон... может восприниматься как реальность. Одним словом, как говорят в народе, возраст...

«Он даже меня не узнал», - вопиет разочарованная Мария Александровна.

Но она быстро соображает, что таким состоянием князя можно воспользоваться... в своих интересах... Например,

устроить безоблачное, как ей кажется, будущее дочери!

«Ты сможешь ехать в Испанию! Там лимоны» (миллионы!) - восторженно пытается донести она всю прелесть такой аферы до сознания своей непонятливой Зины. А дочь не только непонятливой, но и вполне порядочной особой оказывается - ей это кажется совершенно невозможным.

Но «на это можно взглянуть даже с высокой, христианской точки зрения!» - незамедлительно смекает заботливая мамаша, - «Ты сделаешь это для Бога!» - выдаёт она вдруг веский аргумент. Умно! Хитро! И - ничего не попишешь...

Нет, я вовсе не собираюсь пересказывать содержание - оно, безусловно, умно и поучительно; я сейчас именно о диалогах, которые совершенно превосходны в исполнении прекрасных сферовских актеров, и прежде всего, Татьяны Филатовой! Какая энергетика! Какой задор! Это же можно горы свернуть при такой-то эмоциональной мощи!

«Все прекрасно, преблагородно обделается!» - убеждает она бесхитростную Зину. Как смачно, как выразительно ведёт она свою партию - в результате получаешь двойную порцию удовольствия: от авторского текста и от гениальной актрисы, способной так глубоко проникнуть в его суть и такими выразительными интонациями передать его зрителю.

Сегодня довольно редко можно увидеть на сцене столь актуально поставленную классику - новодел заполонил театральное пространство. И, к сожалению, его эпатаж прельщает нынче многих. И все-таки этот нерадостный факт не может служить оправданием отсутствия у режиссеров интереса к тому, что мы называем, «высокой литературой».

Александра Коршунова в этом никак нельзя заподозрить - он неизменно продолжает брать за первооснову в своём театре именно классику, причём, при этом ведёт себя исключительно умело и деликатно по отношению к ее создателям. И это делает ему исключительную честь; возводит его в ранг самых достойных режиссеров современности.


Ольга Русецкая

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская