42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Необыкновенная история". Рецензия Льва Аннинского на спектакль "Обыкновенная история"

"Необыкновенная история". Рецензия Льва Аннинского на спектакль "Обыкновенная история"
26 Декабря 2014

Лев Аннинский

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Полтора с лишним века назад Белинский, кажется, слегка извинялся перед почтеннейшей публикой за умиротворенную неопределённость гончаровского сюжета – публике понятнее была боевая определённость Искандера:  «Кто виноват» соседствовал в «Современнике» с «Обыкновенной историей».

С той поры гончаровский роман оброс истолкованиями: и Виктор Розов прошёлся, делая инсценировку, и Александр Коршунов поработал над текстом, ставя в «Сфере» спектакль - сюжет гремит новой актуальностью: талантливые дебютанты из провинции по-прежнему  рвутся завоевать столицу. То есть: зацепиться за мегаполис.

За сценой птичий грай сменяется топотом копыт… теперь надо бы:  рёвом автомашин, но психологическая острота всё та же: молодой герой ищет места; ему объясняют, что место надо заслужить; его пылающая одухотворённость наталкивается на железное самообладание питерских деловых людей. Денис Берсенев неподдельно самоотвержен в этой роли, но и весь актёрский ансамбль хорош: темперамент пришельца оживляет души закоренелых карьеристов, а сам гаснет от их сопротивления: надо делать карьеру, не витая в облаках, - держать спину, крепко сидеть в седле… Топот коней обретает фатальную силу: провинциальный неудачник сламывается и возвращается в деревню, проклиная свою неудачу: финальные реплики он выкрикивает, прикрывая от стыда лицо. Какая уж там «открытость»: век сбивает с мечтателя амбиции…

Какой век? Тогдашний век - Белинского и Герцена? Или наш, нынешний, открывающий у Гончарова отнюдь не мирную обыкновенность? История когда-то объяснилась уже названиями следующих великих его текстов. Если вам не ясно, что такое облом (от коего произведена фамилия нарицательного русского сибарита), то вслушайтесь в слово обрыв

И перечитайте исповедь Гончарова-публициста, которую запомнили поколения русских интеллектуалов: Мильон терзаний!

Вот таким заревом высвечивается обыкновенная российская история сегодня, через 167 лет после дебюта Ивана Гончарова, за умиротворённость которого чуть ли не извинялся неистовый Виссарион в своей последней, предсмертной статье…

Автор: Лев Аннинский

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская