41-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Наша молодежь": Моя земля, она больше всех земель вместе взятых

"Наша молодежь": Моя земля, она больше всех земель вместе взятых
15 Марта 2022
«Земля Эльзы» — трогательная и щемящая душу пьеса Ярославы Пулинович о непростой женской судьбе. Это произведение поднимает сразу две вечные темы — «отцы и дети» и «любви все возрасты покорны».
Главная героиня — Эльза — женщина 76 лет, русская немка, живущая в сибирской деревне, никогда не знавшая счастья. Она прожила всю свою жизнь, как в неволе. И в тот долгожданный сладостный миг, когда она встречает чистую искреннюю любовь, судьба снова подкидывает ей непростые испытания… 13 февраля на основной сцене Московского драматического театра «Сфера» состоялась премьера спектакля «Земля Эльзы» в постановке молодого и талантливого режиссера Ивана Рубцова. Иван — студент выпускного курса мастерской А. С. Кончаловского в ГИТИСе. Он стал победителем творческой лаборатории «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров», которая впервые была проведена театром «Сфера» совместно с ГИТИСом в июне-июле 2021 г. Заявка Ивана и пьеса «Земля Эльзы» были выбраны из 30 соискателей.

В театр «Сфера» мы с подругой попали впервые и сразу обратили внимание на его нестандартное пространство — зал здесь имеет форму амфитеатра. В центре находится относительно небольшая сцена, на которой разворачивается основное действие. Она словно немного утоплена, поскольку первый зрительный ряд возвышается над ней. Вокруг сцены со всех сторон расположены ступенеобразные ряды, между секторами которых идут дополнительные проходы — они также были адаптированы, как места действия. За счет этого восприятие и погружение в спектакль получается более глубоким и близким — ты буквально смотришь в глаза актерам.

Постановка «Земля Эльзы» во многом — спектакль-откровение. Главная героиня изливает душу, говорит о том тяжком грузе и боли, с которыми идет по жизни. Соседки-сплетницы утверждают: «Наша бабья доля — терпеть». Но это ли настоящая жизнь? Правильно ли вот так просто взять и смириться? Кто решил, что именно в этом «бабья доля»? Глоток свежего воздуха, надежду на счастье Эльза получает, когда случайно на прогулке с правнучкой встречает Василия Игнатьевича. В прошлом школьный учитель географии, пожилой мужчина купил дом и только переехал в эту деревню. Он приглашает ее вместе сажать розы, показывает ей чердак, на котором за всю жизнь Эльза ни разу не была, рассказывает о том, что там можно читать книги. В эти мимолетные мгновения пожилые влюбленные люди похожи на маленьких наивных детей.

Только вот эгоистичная взрослая дочь Эльзы Ольга совсем не разделяет выбор матери. Она упрекает и обвиняет ее в том, что та закрутила роман спустя всего неделю после смерти мужа, всячески пытается разрушить тихое счастье Эльзы и Василия Игнатьевича. Ольга искренне любит покойного отца, только не знает о том, что родилась она в результате его жестокого бесчеловечного поступка. Во время спектакля актеры устанавливают крепкий зрительный и даже тактильный контакт с залом. Так, Эльза рассказывает свою историю про родителей и подругу, сидя на лавочке у первого ряда. В этот момент она поворачивается к одному из зрителей, прикасается к нему, словно этот случайный человек и есть мама, папа или подруга. Точно так же и Василий Игнатьевич взаимодействует с залом, когда рассказывает историю про девушку.

Страшная истина, которую Эльза озвучивает в одной из сцен: «Я все думала, что будет потом». И ты вдруг невольно воспринимаешь это на свой счет — задумываешься о том, как часто откладываешь какие-то события в своей жизни, сомневаешься в правильности решений и выбора, думаешь, совершить ли тот или иной шаг или нет. И всегда кажется, что все это, конечно, еще успеется. Да вот только время неумолимо несется вперед…

Особое впечатление производят метафорические усиления в постановке. В сцене, когда Василию Игнатьевичу становится плохо с сердцем, Эльза и Ольга говорят не с человеком (героем), а пиджаком, который был на нем надет. В то время как Василий Игнатьевич ходит вокруг, озвучивает себя, а затем и вовсе исчезает, и остается слышен только его голос. Эта тонкая грань между жизнью и смертью замечательно показана через символичность телесной оболочки — пиджака, и души — голоса человека. В финале звучит проникновенное письмо Эльзы, адресованное Василию Игнатьевичу. Его находит в доме Ольга, читает вслух и осознает весь ужас своих поступков по отношению к матери. Она меняется в голосе прямо во время прочтения. И ты, как зритель, слушаешь, понимаешь всю обреченность ситуации — и в этот момент по телу бегут мурашки.

Заключительная сцена снова пропитана символизмом — голос Василия Игнатьевича зовет Эльзу и сообщает ей, что он украл вертолет, чтобы они могли улететь вместе. Она поднимается на него по лестнице — той самой, по которой в середине спектакля впервые в жизни забиралась на чердак. Метафоричность этого эпизода символизирует их воссоединение на небесах и обретение некоего спокойствия их союза. Невероятно трогательный момент. Хочется отметить детальную проработку характеров героев и отличную работу актеров — их портреты словно совпадают с образами персонажей. Они органичны, правдоподобны и искренни в своих ролях. И у каждого героя четко прослеживаются характерные именно для него детали — жесты, мимика и другие особенности.

Режиссеру Ивану Рубцову, несмотря на юный возраст, удалось создать целостную постановку, в которой поднимаются важные вопросы жизненных ценностей, актуальные абсолютно для каждого зрителя в зале. И после спектакля нам удалось пообщаться с Иваном о его работе над «Землей Эльзы».

— Это ваша первая масштабная режиссерская работа?

— На большой сцене — да.

— Какой главный посыл зрителю вы хотели вложить в свою сценическую версию?

— Основная мысль заключается в том, что у каждого из нас есть свои страхи, которые не дают нам жить. И существует только один способ борьбы с ними — преодолевать их с помощью любви, когда любим мы и любят нас. Все мы больны какими-то травмами — детскими и не только, и нам как-то нужно с ними разбираться, чтобы жить счастливо. И любовь нас спасает.

— А почему вы выбрали именно эту пьесу?

— В рамках Лаборатории, которая проходила в театре «Сфера» летом 2021 г., нужно было выбрать именно современную отечественную драматургию. У меня на примете было две пьесы — «Земля Эльзы», о которой на тот момент я недавно узнал и посмотрел фильм, и произведение Богославского, но он белорусский драматург, почему не стал его брать. И в итоге я решил предложить пьесу Ярославы Пулинович.

— Во время работы над постановкой столкнулись ли вы с какими-либо трудностями, связанными с вашим юным возрастом?

— Я думаю, что проблемы были такие же, как и при создании других спектаклей — те же вопросы и загадки. Материал не готов сразу быть таким понятным и открытым, каким он предстает в финале работы, если у тебя все получилось. Тут проблема скорее в том, что я говорил с людьми и о людях, которые сильно старше меня. И эту пропасть приходилось преодолевать посредством интуиции, потому что с помощью опыта это сделать было невозможно.

— Вы — молодой начинающий режиссер. Что для вас режиссура?

— Как-то я отвечал на этот вопрос самому себе внутренне. Пожалуй, режиссер — это человек, который с помощью своего произведения, будь то фильм или спектакль, может изменить людей в зале, которые потом пойдут и изменят мир. Напрямую сам режиссер не может изменить мир, но он может повлиять на людей, которые это сделают.

После диалога с Иваном нам стало интересно, а что о нем думают старшие, опытные коллеги по цеху. И мы обратились к главному режиссеру театра «Сфера» Александру Викторовичу Коршунову.

— Какие у вас впечатления от премьерного спектакля «Земля Эльзы»? Что можете сказать о молодом режиссере Иване Рубцове, его профессиональных навыках и работе над постановкой?

— Впечатления у меня очень радостные, я доволен всем процессом — и Лабораторией «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров», и спектаклем «Земля Эльзы», который стал ее итогом, и тем, что молодой режиссер Ваня Рубцов оказался у нас в театре и провел такую работу. Сам спектакль мне кажется очень цельным, профессиональным, искренним, добрым и интересным.

Иван — студент выпускного курса мастерской Андрея Кончаловского ГИТИСа. Он совсем молодой режиссер, но с первой встречи понравился нам — по-человечески и творчески. Его разговоры о будущей постановке, последующая встреча с актерами, сама атмосфера работы — все это было и серьезно, и душевно. Он действительно смог найти общий язык с целой группой ведущих артистов, причем многие из них — старшего поколения. Это был интересный процесс их работы, и последующий не менее интересный результат. Так что я к Ивану отношусь очень тепло — он мне нравится и как человек, и как режиссер. Думаю, у него хорошее большое будущее, и желаю ему доброго пути!

Выходя из здания театра, я поймала себя на мысли о том, что молодое поколение отечественных режиссеров сегодня обращается к глубоким и серьезным произведениям при выборе материала для своих постановок, разбирает актуальные проблематики и заставляет зрителя не просто думать, а копаться в себе и учиться сочувствовать. Молодой — не значит ветреный, несерьезный, примитивно мыслящий. Молодой — значит вдумчивый, ищущий смыслы, интересующийся. И пока на театральной сцене будут творить такие юные гениальные таланты, театр будет не просто местом культурного досуга, а творческим пространством для саморазвития и внутреннего диалога, порождающего истины.

Анна Киселева
http://nasha-molodezh.ru/creation/moya-zemlya-ona-bolshe-vseh-zemel-vmeste-vzyatyih.html

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская