42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Московская правда": С виной и без вины

"Московская правда": С виной и без вины
09 Февраля 2022
В Московском театре «Сфера» состоялась премьера спектакля «Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского. Понятен выбор художественного руководителя Александра Коршунова, выходца из школы Малого театра, к  тому же это не первая работа режиссера по пьесам великого драматурга. Сценография и костюмы — Ольга Коршунова. Музыкальное оформление — Павел Герасимов.

Спектакль «Без вины виноватые» посвящен 40-летию театра «Сфера», созданному замечательной актрисой и режиссером Екатериной Еланской. Александр Викторович Коршунов — наследник великолепной театральной династии Еланских-Коршуновых, поэтому новый спектакль — дань уважения и памяти его родителей, и грядущему 200-летию всегда современного великого русского драматурга.

Александр Коршунов любит и умеет ставить Островского. Не однажды «побывав» с его персонажами, он прекрасно понимает психологию его героев, их характеры и стремления. Выбрав одну из лучших и востребованных за полтора столетия пьес драматурга, он, наверное, интуитивно почувствовал потребность сегодня, когда людей накрывает волна агрессии и разобщенности, рассказать именно эту историю со счастливым концом. Рассказать о том, что есть самое настоящее в жизни – материнская и сыновья любовь, преодолевающие все страшные повороты судьбы.

Хоть спектакль назван комедией, смешного в нем немного. Обычная история, когда влюбленная девушка, соблазненная пылкими обещаниями жениться, оказывается в ситуации и по нынешним-то временами жуткой: возлюбленный предает избранницу ради выгодной женитьбы на богатой. Очень востребованный сюжет на все времена. Забегая вперед, скажу: мало кто в зале не всплакнул в финальной сцене…

Любочку Отрадину (Елена Маркелова) мы застаем в момент, когда ее жизнь вмиг рушится – предательство жениха и смерть ребенка. Что может быть страшней для женщины? Ее диалог с Григорием Муровым (Иван Мишин) сразу наводит на мысль о его подлости. Но влюбленная женщина ничего не замечает, пока доказательства предательства не становятся столь очевидными. Потрясенная, она с трудом воспринимает еще одну страшную весть — о болезни сына. Вот такой заход делает драматург, чтобы уже не отпускать внимания зрителей на протяжении всей истории.

Любочку Отрадину практически невозможно узнать через 17 лет в Елене Ивановне Кручининой, когда она появляется в родном городе. Известная провинциальная актриса пользуется уважением и восторгом зрителей. Все только о ней и говорят. Выбор режиссером актрисы для этой роли – одна из главных удач спектакля. Валентина Абрамова, ведущая актриса театра, настолько вошла в этот двойственный образ успешной и одновременно несчастной женщины, что буквально забываешь, что ты не в театре XIX века. Вся закулисная суета как раз выглядит очень даже современно: интриги, подсиживания и так далее. Нина Павловна Коринкина – буквальное воплощение образа примы провинциальной сцены, готовой расправится с соперницей самым беспощадным образом. Валерии Гладилиной образ удался!

Интрига с Григорием Незнамовым приняла важный поворот в сюжете. Конечно, зрители в зале догадались, что якобы умерший сын Любови Отрадиной и есть этот задиристый парень, которого талантливо исполняет Илья Ковалев. Абсолютно современный образ создает этот артист, как из другой пьесы явился. Нервный, порывистый и в то же время наивный, какой-то весь несчастный. Вот эту тему нелюбви, такую важную и современную, артист отыгрывает прекрасно…

Ужасающе отвратителен сильный мира сего – Григорий Львович Муров в исполнении Анатолия Смиранина. Все готов купить и продать – и любовь, и собственного сына. Ничего святого – тоже очень даже наглядно и по сегодняшнему. Пьеса посвящена его жертвам – без вины виноватым. А он и есть воплощение вины, когда человеку ради обогащения и влияния никого не жаль.

Особенный зал театра «Сфера» позволяет развернуть действие по кругу, что создает ощущение легкости и воздушности всей постановке. Актерские работы других персонажей прекрасно вписываются в этот круговорот, высвечивая психологию, характеры и судьбы людей прошлого и настоящего.

Александр Коршунов о своем спектакле: «Герой пьесы актер Незнамов говорит: «…нам обмана не нужно! Нам подавай правду, чистую правду!»… Потребность НАСТОЯЩЕГО в жизни и в искусстве, в любви, в человеческих чувствах и взаимоотношениях… Мир театра… Судьба актрисы… Духовная основа подлинного творчества… Ответственность за детей, за «без вины виноватых»… Мать и дитя – высшая связь и основа жизни… — Вот круг тем нашего спектакля».

Ирина Шведова.
https://mospravda.ru/2022/02/08/330973/

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед