41-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал Юлии Арсеньевой о спектакле "Фиеста" в журнале "Театральная афиша"

Материал Юлии Арсеньевой о спектакле "Фиеста"  в журнале "Театральная афиша"
04 Сентября 2016

Утраченные иллюзии

Спектакль Юлии Беляевой по культовому роману Хемингуэя «И восходит солнце» – о поколении, повзрослевшем на Первой мировой. Переводя повествование на язык драмы, режиссер вынужденно убирает детали, переставляет акценты, поправляет смысл. Но не сюжет, сложенный из ссор, размолвок, измен, ожиданий, не искалеченные судьбы героев, а общая атмосфера бесконечной душевной смуты, заглушаемая алкоголем, приправленная гитарными напевами, стала предметом исследования режиссера. Юлия Беляева вычленяет две основные темы, парадоксально перетекающие одна в другую, – мир как крушение иллюзий и мир как фиеста, праздник с корридой и любовью.

В необычном игровом пространстве «Сферы» действие выстраивается симультанно. Эффект многомерности сценограф Ольга Хлебникова усиливает большим, немного мутноватым зеркалом, отражаясь в котором человек становится призраком. Эта призрачность время от времени накрывает всех – и главного героя Джейка (Анатолий Смиранин), и красавицу леди Брет Эшли (Евгения Казарина), в которую он ответно и несчастливо влюблен, и его друга Билла (Дмитрий Бероев), и Роберта Кона, не такого уж и мерзавца у Павла Гребенникова, каким он выписан у Хемингуэя.

Они мечутся в поисках утраченных иллюзий, они готовы сорваться в любое мгновение и бежать в любую сторону. Не отказываясь от своих рефлексий, они мчатся в Испанию, на корриду. Там Фиеста – торжество жизни, мгновение счастья, ради которого всем им, обожженным войной, стоило бросить все. Но от себя, оказывается, трудно сбежать. И только Брет удается это бегство: не успев завершить один роман, она кидается в другой. В финале, когда закончится коррида, когда закончится ее краткосрочный роман с юным матадором Педро Ромеро, в которого она чуть было по­настоящему не влюбилась, погибая от горя и одиночества, она призовет верного Джейка, и он побежит за ней – спасать, выручать, помогать.

А до этого будут коррида и танец­рассказ Монтойи – Александра Чекалина – о матадоре и быке, и долгое и томное ожидание праздника, охватившего город, и мгновения, которые они называют счастьем.

Автор: Юлия Арсеньева

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед