39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал П.Подкладова на портале "Агентство новостей Подмосковья" о спектакле "Обыкновенная история"

Материал П.Подкладова на портале "Агентство новостей Подмосковья" о спектакле "Обыкновенная история"
14 Декабря 2015

7 декабря на сцене Театра имени Евгения Вахтангова прошла торжественная церемония вручения премий «Звезда Театрала 20015» — единственной российской награды в сфере театрального искусства, которая обладает статусом независимой премии зрительских симпатий. Лауреатом премии в номинации «Лучший спектакль малой формы» признан спектакль «Обыкновенная история» по роману И.А. Гончарова (инсценировка В. Розова)Московского театра «Сфера». Этот театр был создан в 1981 годународной артисткой России Екатериной Еланской. Ее сын -главный режиссер театранародный артист России Александр Коршунов, поставивший спектакль-лауреат, на вручении премии сказал«Сегодня день ангела Екатерины. И в этот день наша семья всегда собиралась дома у мамы. Она строила этот театр и поэтому, я считаю, приз принадлежит ей».

Иногда приходится слышать, что театральные премии у нас ангажированы, и что настоящим талантам пробиться в номинанты, а тем более, в лауреаты сложно. Что греха таить: такое, наверное, в нашем в целом здоровом театральном организме иногда случается. Автор этих строк, между тем, рад был убедиться в обратном, посмотрев «Обыкновенную историю» в Театре «Сфера» - спектакль, ставший лауреатом премии «Звезда Театрала 2015». Честно говоря, пошел исключительно из уважения к прекрасному театру и его главному режиссеру, но особых творческих откровений не ждал. Наверное, потому что еще свеж в памяти  шедевр «Современника» с потрясающими Михаилом Козаковым, Олегом Табаковым и Лилией Толмачевой, а позже - спектакль в «Табакерке» с тем же О. Табаковым (уже в роли Адуева-старшего) и Е. Мироновым. Но сравнивать пришлось недолго: спектакль захватил с первых же минут и не отпустил до конца. Главный режиссер театра Александр Викторович Коршунов поставил трагический спектакль о том, как люди походя, играючи, делают несчастными других, порой даже не замечая этого. Старший Адуев из самых добрых воспитательных побуждений превращает юного, экзальтированного племянника в презрительного и наглого хвата. Юная вертихвостка плюет в душу влюбленному юноше, а ее маман всячески одобряет этот поступок легкомысленной дщери. Сам Адуев-младший, не особо переживая, быстро забывает свою деревенскую пассию и даже собственную мать, а потом по просьбе дяди совершает подлость, влюбляя в себя в интересах бизнеса несчастную вдовушку. Петр Иванович Адуев с доброй иронией и сарказмом, но, при этом, строго и жёстко воспитывает жену и, в конце концов, «ломает» ее, доводя до страшной болезни. Продолжать можно долго…

2. Коршунов.jpg











Но, как ни парадоксально, спектакль этот легок, остроумен в театральном смысле и очень динамичен, несмотря на продолжительные «мхатовские» паузы, медленные «прогулки» персонажей по залу и долгие, пронзительные взоры влюбленных героев. Режиссер своеобразно вписал действие в необычное пространство зала своего театра: персонажи «путешествуют» по лестницам амфитеатра и анфиладе, как бы наблюдая за «поединком»  старшего и младшего Адуевых, происходящим на небольшой «арене» в центре зала. Надо отдать должное необычной сценографии Ольги Коршуновой, придумавшей главную сценическую деталь – этот самую «арену» - на небольшом поворотном круге, символизирующем неумолимый бег времени. На этом круге умещаются и деревенская горница, и кабинет делового человека, и даже будуар молодой вдовы. Очень своеобразны и даже концептуальны придуманные художником костюмы, меняющиеся в процессе духовного преображения главных героев спектакля: от легких, ярких и воздушных в начале спектакля до тяжеловесных и мрачных в финале.

3 Адуев.jpg











Предполагаю, чтонародному артисту России Дмитрию Ячевскому не просто далось решение взяться за роль Петра Адуева, опять же имея в виду прежние спектакли и занятых в них знаменитых актеров. Но к десятой минуте спектакля ты уже забываешь о кумирах, артист берет тебя «за глотку» мертвой хваткой и уже не отпускает до конца. Легкий, стройный, импозантный, обаятельный, ироничный и, при этом, жесткий в деловых вопросах, этот Адуев как будто списан с нынешних бизнесменов, закончивших Оксфорды и Кембриджи и вовремя успевших ухватить свой кусок пирога в России. Надо отдать им должное: они «пахари», работают от зари до зари, знают все потаенные ходы в бизнесе и политике, но презирают слюнтяев, рассуждающих о каких-то нравственных нормах. Но какими же поразительными и пронзительными становятся глаза Петра Ивановича, обнимающего в финале свою несчастную, больную жену и понимающего никчемность прожитой им жизни и весь ужас содеянного им! Признаюсь, роль Дмитрия Ячевского стала для меня не просто приятным сюрпризом, но настоящим открытием и хрестоматийного персонажа, и блистательного артиста! Денис Береснев в роли младшего Адуева своей эмоциональностью, порывистостью, летучестью, добротой во взоре, да и внешними данными чем-то напомнил молодого Александра Коршунова. (Эх, подумал я, никто не предложил Александру Викторовичу в свое время эту явно его роль!) Но при всей похожести на своего педагога молодой талантливый актер обладает яркой индивидуальностью, харизмой и редкой органикой. Он блестяще играет преображение, превращение своего героя из восторженного юноши в сухого, холодного, рассудочного фата. При этом, он не использует какие-то особые внешне эффектные ухищрения (толщинки или грим), что делает честь и его, и, конечно, режиссерскому вкусу.

4.jpg










Наблюдая на сцене представительниц прекрасной половины театра «Сфера», вспомнил Несчастливцева из «Леса» А.Н. Островского. Мечтая о своей труппе, он говорит Аркашке: «Да понимаешь ли ты, что такое драматическая актриса? Знаешь ли ты, Аркашка, какую актрису мне нужно? Душа мне, братец, нужна, жизнь, огонь. Бросится женщина в омут головой от любви — вот актриса». Думаю, что Геннадий Демьянович, посмотрев «Обыкновенную историю», остался бы весьма довольным. Ибо именно такие актрисы, о которых он мечтал, в театре «Сфера» и конкретно в этом спектакле есть! Ко всем вышеперечисленным качествам добавлю, что они удивительно нежны, трепетны и ослепительно красивы! Душа рвется пополам от сопереживания несчастной вдовушке Юлии Павловне Тафаевой в блистательном (как всегда, впрочем!) исполнении Евгении Казариной. При всем легкомыслии и «коварстве» Наденьки (Валерия Гладилина) ты прощаешь ее, поскольку понимаешь, что такая статная красавица, наверное, достойна лучшей партии, чем далеко не солидный восторженный юнец Саша. Трогает зрителей судьба жены Адуева-старшего Елизаветы Александровны (засл. арт. России Ирина Сидорова). Хотя то, что ее героиня в финале оказывается буквально на грани потери рассудка, кажется все же чрезмерным. Очень сильное впечатление оставляет Мария Аврамкова в роли почти бессловесной трогательной влюбленной тетушки, становящейся символом настоящей, неподвластной времени и обстоятельствам любви.

5.jpg

 











Эта тетушка, впрочем, как и любой другой персонаж этого очень не простого, умного, поэтичного спектакля, вызывает жалость и сострадание. Режиссер без всякого назидания, исподволь поворачивает наши «очи внутрь души». И ты ощущаешь катарсис и светлую печаль, которая не отпускает тебя еще долго после поклонов актеров.  

Автор: Павел Подкладов

Портал "Агентство новостей Подмосковья"

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед