39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал О.Русецкой о спектакле "Раскас" в журнале "Клуб"

Материал О.Русецкой о спектакле "Раскас" в журнале "Клуб"
25 Сентября 2015


«СФЕРА»: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В "РАСКАС"!

ИЛИ ШУКШИН: ПЯТЬ ПЛЮС ДВА

Этот год для «Сферы» был ознаменован блистательной инсценировкой семи рассказов Василия Шукшина под странным названием «Раскас». Думаете, опечатка? Нет, это так называется одна удивительная страна, в которой живут простые, бесхитростные, наивные, добрые, и одновременно такие дурные шукшинские чудаки. А почему именно «Раскас»-то?

Да потому что они еще и не очень грамотные. И когда их припекает жизнь, и они начинают искать защиту у кого-то там всесильного, то и начинают писать этот самый «раскас» о своем непростом житье-бытье, что и делает Иван Петин — один из героев этого необычного спектакля. "От Ивана Петина ушла жена..." — такова суть этой бесхитростной семейной драмы… Незамысловато-глуповатый и вульгарно-простоватый, что и делает его бесконечно правдоподобным, он вдруг превращается в обиженное, беззащитное создание. Смотреть на него — огромное удовольствие. Грубые кирзовые сапоги, пиджак советско-колхозного образца, вызывающе взлохмаченная шевелюра, манеры... — все, все соответствовует его одномерному, плоскостному восприятию всего сущего, чего никак не может принять его наивная, романтически настроенная супружница, похожая чем-то, как необдуманно сказал ей кто-то однажды, на великую Любовь Орлову. Александр Коршунов смог так точно изобразить маленького человека, обиженного судьбой и не понимающего и не знающего, куда податься и где искать помощи в трудную минуту жизни, что невольно сжимается сердце от сострадания к его герою. 

Не менее ярко сыграла и Татьяна Филатова Людмилу, его жену, которая пытается подражать знаменитой актрисе, — и все это полно прелестного наива, удивительной чистоты и легкости. Разыгрывалось все это незатейливое действо на фоне общеизвестной песенки "…что вся эта весна ни к чему, что песня не нужна никому...", которую актриса исполняла так заразительно, что невольно хотелось ей подпевать, что многие из сидящих в зале и делали. И это была лишь одна из историй этого спектакля.

"Летят утки и два гуся..."  — тянула деревенская женщина голосом безнадежно-пронзительным и безрадостно-утомленным — и в нем, в этом голосе, безошибочно узнавалась непростая судьба простого русского народа. И под аккомпанемент этого пения перед зрителями появлялись все новые и новые образы, знакомые, родные до боли, сочные и колоритные, которые мгновенно брали зрителя в оборот и кружили в хороводе народной жизни. Это был именно тот случай, когда смех и слезы душили одновременно.

Спектакль смотрится на одном дыхании, оставляя послевкусие чего-то столь приятного, что хочется еще очень долго смаковать увиденное.

Безусловно, куда проще ставить одно цельное произведение. И потому после спектакля было еще и недоумение: как молодой режиссер Юлия Беляева смогла из семи отдельных сюжетных рассказов так умело выстроить одно полноценное сценическое произведение? Ни единого сбоя, ни одной натяжки… — все гармонично, грамотно и цельно. А если добавить к вышесказанному, что и декорации при этом совершенно неожиданные, то вывод напрашивается один: работа оказалась выше всяческих похвал.

А «пять плюс два» — так это потому, что идея постановки возникла тогда, когда в конце прошлого года в рамках творческого вечера в ЦДРИ Юлия Беляева показала пять рассказов, и уже тогда они имели потрясающий успех.

Не меньшим успехом пользуется сегодня и дополненный двумя рассказами спектакль уже на сцене родного театра. Сегодня «сферическая» версия шукшинских рассказов очень удачно дополняет репертуар театра. Это тем более значимо, учитывая то, что когда-то этот театр и начинался с Шукшина.

Автор: Ольга Русецкая

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед