38 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал о спектакле "Кабала святош" в газете "Вечерняя Москва"

Материал о спектакле "Кабала святош" в газете "Вечерняя Москва"
12 Января 2017
В Московском драматическом театре «Сфера» - премьера спектакля «Кабала святош». Пьесу Михаила Булгакова с очень трудной судьбой поставил художественный руководитель театра Александр Коршунов.  Он же сыграл главную роль – великого драматурга и артиста Жана Батиста Мольера.

В Академическом Малом театре, где с 1984 года служит Александр Коршунов, с большим успехом шел спектакль «Кабала святош» в постановке В.Н. Драгунова, с гениальными актерскими работами: Юрия Соломина в роли Мольера и Бориса Клюева в роли Людовика XIV. Юрий Соломин играл великого француза с такой страстью, дерзостью, могуществом таланта, игрой ума и воображения, что это недосягаемо для других артистов и незабываемо. Александр Коршунов в театре, основанном его мамой – Екатериной Еланской, поставил камерный, домашний, интимный спектакль, в котором показана личная трагедия человека, оказавшегося в конце жизни в большой западне у власти, церкви и у любви.

Драма гения показана так проникновенно,  будто все это происходит сегодня, несмотря на то, что костюмы – эпохи Мольера и ни одного отклонения от Булгакова. Правда, драматург, написавший пьесу в 1928 году, максимально приблизил ее к зрителю диалогами и характерами. Известно, что Булгаков был настолько увлечен личностью Мольера, что написал не только «Кабалу святош», но и биографию для серии ЖЗЛ «Жизнь господина де Мольера». Биография проливает свет на главную тайну Мольера – брак с Армандой Бежар. Дело в том, что Мольер, по одной из версий, был женат на собственной дочери. И об этом – пьеса «Кабала святош». Истину унесла в могилу сестра или мать Арманды – первая жена Мольера – актриса Мадлен Бежар (в спектакле ее играют Инга Оболдина и Татьяна Филатова). В биографии «Жизнь господина де Мольера» Мадлен завещает все свои деньги Арманде и перед смертью благословляет  Арманду и Мольера на совместную жизнь.

Зритель так и не узнает – совершил ли по незнанию непростительный грех Мольер или все это только предположения и наговоры? Но то, что он жил по законам одного театра, и все мерил исключительно  интересами театра, и что для него не было «табу», если на творчество его вдохновляла молоденькая девушка – в этом не остается сомнений.

Мир театра, показанный Булгаковым через судьбу Мольера, и перенесенный на сцену Александром Коршуновым, далек от нормальной жизни человека, но, как ни странно, близок Версалю и Людовику XIV (актер Анатолий Смиранин). Король-солнце, покровительствующий Мольеру до истории с «Тартюфом», бесконечно играет роль со всеми слугами и даже с собой. В спектакле он переигрывает великого артиста Мольера, но вряд ли это происходит в честной борьбе.  Архиепископ и его слуги организуют разоблачение Мольера, выведав у Мадлен тайну рождения Арманды (актриса Евгения Казарина), и преподносят ее королю.  Мольера не очень жалко, потому что он был безжалостен с Мадлен, но и радоваться его позору не приходится. Когда человек повержен, унижен, растоптан, да, что там говорить, морально убит, - при хорошей игре актеров и, разумеется, таланте режиссера он вызывает одно чувство – жалости и сострадания. Зритель понимает, что нельзя было так беспощадно поступать с Мадлен, которая учила Мольера актерскому мастерству и была его женой, партнершей, другом 20 лет. Да, и сам Мольер это понимает, только его страсть к Арманде оказывается сильнее разума и совести:

- Страсть охватила меня, - заявляет Мольер Мадлен и незамедлительно женится на ее младшей сестре. Или, быть может, их дочери?

Свободные нравы  французского театра мольеровской эпохи представлены в спектакле, что называется, во всей красе. Молодая жена Арманда изменяет Мольеру с актером Муарроном (Даниил Толстых) прямо в здании театра, можно сказать, на глазах мужа.  Она даже не очень оправдывается за свой поступок, как и не валяется в ногах перед Мольером и директором этого театра. Для актера все должно быть понятно – эмоции одержали верх над долгом. Но это не циничное порочное донжуанство маркиза Д, Орсенни, которое высмеял Мольер в своей комедии, а так сказать, невольное, естественное для изменчивой актерской природы. Только наказание для безудержных любовников – что в театре, что в будуаре - одинаково тяжелое. Мы знаем, что случилось с Дон-Жуаном в комедии Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир». Мольер, который, конечно же, не был Дон-Жуаном, а был сумасшедшим искренним любовником, почти умер на сцене (во время спектакля «Мнимый большой» ему стало плохо). Кстати, незадолго до смерти Мольер простил актера Муаррона за то, что он соблазнил его жену. Простил только потому, что Муаррон был хорошим актером, и что он сам его выучил этому мастерству. Для Мольера театр был на первом месте с того момента, как он в него влюбился и пошел с ним странствовать. Ради театра он мог продать душу дьяволу, и, возможно, так все и было. По крайней мере, тайное общество «Кабала святош» обвинила Мольера именно в сделке с нечистой силой. Но кто возьмется судить Мольера, когда уже несколько веков в каждом театре мира идут его пьесы и они считаются вершиной драматургии?

В спектакле звучит музыка Баха, Генделя, Люлли, Альбениса.
Подробнее: http://vm.ru/news/2017/01/06/mrak-i-pozor-vlyublennogo-molera-v-teatre-sfera-345723.html

Автор: Анжелика Заозерская

Сайт газеты "Вечерняя Москва"

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед