38 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал Г.Степановой о спектакле "Безотцовщина" в новом номере журнала "Страстной бульвар,10"

Материал Г.Степановой о спектакле "Безотцовщина" в новом номере журнала "Страстной бульвар,10"
17 Апреля 2015

Сто пудов любви. "Безотцовщина" в Театре "Сфера"

Выпуск №6-176/2015Премьеры Москвы

Сто пудов любви. "Безотцовщина" в Театре "Сфера"

«Безотцовщина» - «24 эпизода до, после и вместо любви». Так обозначил молодой режиссер Владимир Смирнов жанр своего спектакля вМосковском драматическом театре «Сфера». Спектакль режиссера-дебютанта по первой пьесе Антона Павловича Чехова, написанной автором в возрасте 18 лет, получился трогательным, ироничным, легким, но не легковесным. Без нажима и лишнего пафоса театр рассказывает простую дачную историю со сложными, запутанными отношениями, где «сто пудов любви», все невпопад и, по словам Чехова, «враздробь».

Возглавив театр « Сфера», Александр Коршунов привлек к сотрудничеству молодых режиссеров, выпускников РУТИ - ГИТИСа - ученицу Леонида Хейфеца Юлию Беляеву, удачно дебютировавшую на основной сцене спектаклем «Афродита» по рассказам Платонова и выпускника мастерской Сергея Женовача Владимира Смирнова, поместившего актеров и их чеховских героев в камерное пространство малой сцены. Пьеса Чехова, написанная им еще во время учебы в гимназии, была опубликована через 19 лет после смерти автора. Ее название восстановлено по письму Александра Чехова от 14 октября 1878 года. Большинство постановок прошло под названием «Платонов» и со значительными купюрами. Режиссер Смирнов из 170 страниц пьесы оставил всего 30, сохранив основную сюжетную линию и основных действующих лиц, придал действию больше динамики и страсти.

Художник Дмитрий Разумов заполнил комнату, в которой происходит действие, пустыми стеклянными банками, заставляя актеров перемещаться в этом пространстве по совершенно невероятным траекториям и необыкновенно осторожно. Ощущение хрупкости и нелепости пустой бессмысленной праздной жизни передается визуально и почти физически. Иногда открывается дверь, ведущая в длинный театральный коридор, по которому убегают чеховские персонажи. Кажется, в сад. А где-то в других комнатах слышны звуки фортепьяно и домашнего пения, и вибрирующая гамма всех настроений передается зрителям, словно пришедшим в гости к чеховским героям. В интервью режиссер рассказывал, что, придя на первую репетицию, он предложил актерам вместо традиционной читки придумать этюды из жизни героев, и на следующей репетиции они уже вдохновенно импровизировали на предложенную чеховскую тему.

Актерам «Сферы», привыкшим к особому театральному пространству, к круговой арене, где зрители окружают их со всех сторон и нет четвертой стены и привычных декораций, пришлось существовать в иной театральной среде. Такой эксперимент явно пошел им на пользу. Удивительно глубок и пронзителен Анатолий Смиранин в роли Платонова. Неожиданно эксцентрична Нелли Шмелева в роли Анны Петровны Войницевой, трогателен Вадим Борисов в роли Глаголева, удивляет широтой своего актерского диапазона Сергей Рудзевич в роли Войницева. Все герои, говоря словами чеховского Фирса из пьесы «Вишневый сад», - «недотепы». Неплохие, смешные люди, и у каждого жизнь складывается неладно, неуклюже. Главный отчаянный вопрос, который мучает Чехова во многих его произведениях - отчего мы так живем, когда же кончится эта наша нелепая, нескладная жизнь - звучит тут весьма громко.

Спектакль «Безотцовщина» Смирнова хорошая рифма к спектаклю «Вишневый сад» Александра Коршунова, идущий на основной сцене «Сферы». Что же в нас есть такое, что не позволяет нам слышать друг друга? Это то, что тревожит героев и первой, и последней пьесы Чехова. Молодому режиссеру удалось взять верную чеховскую ноту. После вереницы острых живых зарисовок «из дачной жизни» в духе тонкого юмора Антоши Чехонте вдруг пронзают полные драматизма сцены, словно подслушанные у позднего Чехова. Войницев, а затем и Платонов, в двух шагах от притихшей публики мучительно пытаются покончить с собой. Режиссер изменяет знакомое чеховское «если висит ружье, то оно должно выстрелить...», а также финал пьесы. Выстрел так и не звучит, а Платонов, бессильно прижавшись к стене, выдохнет: «А жить-то хочется...». И если в «Вишневом саде» неизбежность гибели этой жизни, которая идет от нерешенности внутренних человеческих проблем, в «Безотцовщине» - ее первое смутное тревожное предчувствие.

  

   

 

Автор: Галина Степанова

Сайт журнала "Страстной бульвар,10"

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская