39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал А.Владимировой о спектакле "Старший сын" в журнале "Театральный мир"

Материал А.Владимировой о спектакле "Старший сын" в журнале "Театральный мир"
11 Февраля 2016
Знакомая история: два молодых человека хорошо погуляли и опоздали  на электричку. Местность – чужая, идти некуда. На улице темнеет и холодает. Надо где-то погреться, а в идеале – переночевать. Но незваным посетителям никто не рад. И тогда ловкачи решают превратиться в желанных гостей. 
 
Фото И.Ефремовой
 
«У людей толстая кожа», - объясняет товарищу обаятельный студент Мединститута Бусыгин (Анатолий Смиранин). И добавляет, что «пробить» эту кожу-броню можно только увлекательным враньем. Заводной друг студента - Сильва (Ренат Кадыров) готов к любой авантюре. Раз никто не желает помочь по правде – надо фантазировать!
Фото И.Ефремовой
 
Эти «милые лжецы» проникают в дом Сарафанова (Александр Алексеев), - человека немолодого, который вырастил в одиночку сына и дочь и теперь пожинает плоды их взросления. Дети рвутся из «гнезда» – дочь Нина (Евгения Казарина) выходит замуж и планирует уехать на Сахалин, сын Васенька (Денис Береснев) – бежит от несчастной любви.
И вот тут появляется он – добродушный, симпатичный, энергичный. Бусыгин притворяется «старшим сыном», и Сарафанов легко ему верит. Бусыгин рассказывает, что родился в конце войны. А Сарафанов вспоминает, что именно тогда случилась у него лирическая история. Как выясняется - с продолжением.
 
Фото В.Майорова
 
В доме Сарафанова начинается суета. Бурление молодой крови, великолепный хаос, когда взрослые дети качают права, спорят с родителем, друг с другом и приходят к общему знаменателю под названием любовь…
Пьеса Александра Вампилова – это комедия, и Александр Коршунов очень точно ее выстраивает. Трогательный, по-детски нелепый Васенька настолько же смешон в вязаной шапочке, с походным рюкзаком за плечами, насколько убедителен в своей зрелой страсти к Макарской (Валентина Абрамова).
 
Фото С.Майтелеса
 
Юная Нина нарочито строга к домочадцам – и вместе с тем сострадательна.
Ее внезапное и отнюдь не сестринское чувство к Бусыгину оказывается взаимным. Их колкие диалоги, попытки ревности, обоюдная нежность, - все это электризует воздух вокруг. Возникает ощущение неизбежной развязки. И как следствие – разоблачения самозванца. И это относится не только к «старшему сыну», но и к отцу. 
Сарафанов – бывший музыкант филармонии - играет на танцах и похоронах. Но от домочадцев это скрывает. Пусть думают, что он каждый день ходит на репетиции оркестра, пусть гордятся папой. Ведь если дети узнают правду – думает он - умчатся еще быстрее. И что его ждет тогда? Сквозняки в пустом доме, грелка и одиночество под звуки кларнета.
В этом спектакле у каждого из героев – своя фантазия.  Почти все герои что-то скрывают, но при этом остаются предельно искренними – блажен, кто верует и врет. Бусыгин изображает чужого сына. Васенька – видит себя рыцарем прекрасной дамы, которая притворяется независимой, а на самом деле хочет защиты. Нина – выдумывает идеального жениха Кудимова (Алексей Суренский). А он хоть и добр, но упрям и прямолинеен. Своим угловатым напором – сам того не желая – он за несколько минут срывает маски с двух главных героев.
 
Фото С.Майтелеса
 
Вся правда выясняется за обеденным, щедрым столом. Кстати, в «Старшем сыне», как и в других постановках «Сферы», артисты едят с особенным вкусом. Мисочки с салатом, хрусталь с бодрящей жидкостью, - все это так аппетитно, так близко, что еще больше усиливает эффект присутствия. Сценография – лаконичная: простая мебель, посуда, словно из советского серванта.  Атмосфера  – ностальгическая, душевная – но плотная, а местами и напряженная. 
По ходу истории, в который раз понимаешь, что откровенный разговор от первого лица – самое сильное место «Сферы». Слезы пробиваются сквозь смех во время потешной перепалки Бусыгина, Кудимова и Сильвы. И ком подступает к горлу, когда Сарафанов признает, что давно не служит в оркестре. А Бусыгин открывает, что он вовсе не старший сын.
Трепетность момента усиливает музыка. Нежные переливы гитары и дерзкие звуки баяна. Томные романсы на стихи Бунина и Волошина и разудалые народные песни... «Старший сын» - не стал исключением. В театре «Сфера» - этом уютном театральном доме – о нем рассказали любовно и весело, украсив летящей поэзией угрюмую прозу жизни.

 

Автор: Анна Владимирова

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед