39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал А.Владимировой о спектакле "Обращение в слух" в журнале "Планета красота"

Материал А.Владимировой о спектакле "Обращение в слух" в журнале "Планета красота"
02 Октября 2015

ПРОСЛУШАЙТЕ ОБРАЩЕНИЕ!

Театральный режиссер Марина Брусникина, известная своими пронзительными и яркими постановками в МХТ им Чехова, представила в театре «Сфера» сценическую версию романа Антона Понизовского  «Обращение в слух». Премьерные показы спектакля прошли в конце мая. Это продолжительное – около трех часов действо – даже для «Сферы» с ее склонностью к экспериментам - кажется неординарным.   

   Вот как бывает: приходишь в театр, а попадаешь в кино. На экранах, что развешаны по окружности зала, - крупный план женщины (з.а. Надежда Перцева). Как в купе плацкартного вагона перед случайным соседом, она просто и без прикрас говорит о себе:  рождена была незаконно, девочкой собирала милостыню по деревням. Потом выучилась, вышла замуж, зажила по-людски… Мгновение, вспышка – и вот уже эта женщина – сидит в зале. Видео-проекция человеческой судьбы – это только прием. На самом деле, артисты – среди зрителей. Электросварщик из Одинцово (Виктор Барченко) с третьего ряда в голос кричит о наболевшем: молодые парни на стройке теряют пальцы и головы, работают за гроши. Но скоро, обещает смутьян, с этим будет покончено – на страну надвигается очередной русский бунт. И в числе его зачинщиков легко представить бойкую женщину, которая в 4 года научилась доить корову, а в 14 спасла в пьяной драке родного брата (з.а. Инга Оболдина)…

    В своей постановке режиссер Марина Брусникина воплотила и укрепила традиции театра «Сферы». Часть действующих лиц смешались с публикой, рассредоточились в ней, создавая чувство сопричастности. У них даже нет имен, зато – есть истории, трагические, светлые, невероятные. Одна из них – о женском прошлом (Виктория Склянченкова), в котором было голодное, но доброе детство в военном городке, гибель матери, неустроенный быт. Другая – о буднях стриптизера (Алексей Суренский) с признаниями о том, как попал в сомнительный бизнес.

    Герои «Обращения в слух» - реальные люди, чьи судьбы «собрал» в своей одноименной книге журналист Антон Понизовский. Он изложил все без фильтра и ретуши, - так, как услышал из первых уст от случайных прохожих на  Москворецком рынке.

По сюжету -  этот «калейдоскоп русской жизни» просматривают и анализируют четверо туристов, которые из-за непогоды застряли в отеле в Альпах. Они – соотечественники безымянных героев. Такие же русские, только другие - «новые». У юной Лели (Ольга Аксенова) – богатые родители в качестве тыла и эффектная внешность – вместо орудия. У обаятельной супружеской пары средних лет Анны (Мария Аврамкова) и Дмитрия Всеволодовича (Сергей Рудзевич) в арсенале привязанность, опыт и деньги. Козыри Фёдора (Дмитрий Бероев) – диплом престижного иностранного вуза и научные перспективы.  Федор – главный аналитик душ. Именно он предлагает остальным просмотреть и – прослушать - видеозаписи живых людей, с их открытыми ранами-судьбами.

   Все начинается как развлечение под изысканную выпивку и легкую закуску. А оборачивается – собственными исповедями альпийских путешественников. У каждого из них – свой надрыв, который открывается, болит здесь и сейчас. И уже не понятно, кому ты сочувствуешь больше: простофиле-пареньку «из народа», чьим самым ярким впечатлением стал заяц, заскочивший на взлетную полосу аэродрома (Александр Пацевич) или - пресыщенному Дмитрию Всеволодовичу  (Сергей Рудзевич) с его вспышками кризиса среднего возраста.  

Сдержанная сценография спектакля – стол и диваны для постояльцев отеля – помогает сосредоточиться на главном - на человеческих чувствах, - скрытых, явных, подавленных, и все-таки – живых.  

  Актеры «Сферы» и под руководством приглашенного режиссера играют, как слаженный оркестр. Ни нотки фальши. Все – от себя, через сердце. Они присваивают истории и проживают их до каждой запятой. Порой даже кажется, что многовато вокруг этой пронзительной искренности. А отдельные рассказы  тяжелы, беспросветны настолько, что хочется по примеру Лели выкрикнуть: «надо как-то помочь всем этим людям!»

  Впрочем – само появление подобного спектакля с филигранными актерскими работами и фактурными монологами – уже и есть своего рода помощь. Ведь «Обращение в слух» - это не просто сценическое действо. Это - призыв к тому, чтоб задуматься, оглядеться по сторонам, посмотреть внутрь себя. И  если повезет – и получить ответы на жизненно важные вопросы.

   У этой неоднозначной и сложной истории – абсолютно светлый финал:

Федор и Леля признаются во взаимной нежности, Анна и Дмитрий Всеволодович понимают и прощают друг друга. Получается, главное, что становится очевидно героям по ходу пьесы – это скрытые в глубине чувства. Стоило прослушать полтора десятка незнакомцев, чтобы уловить биение собственных сердец и познакомиться с любовью, которая давно там живет.


Автор: Анна Владимирова


Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская