40-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Люди больше верят глупостям, чем сердцу…". Teatrtogo.ru

"Люди больше верят глупостям, чем сердцу…". Teatrtogo.ru
14 Января 2021

Мы живём в мире прагматизма и рациональности: объясняем каждое явление разумом, выстраиваем свою жизнь по чётким планам, с лёгкостью бросаем строгие суждения в адрес романтиков. Нам слишком тяжело поверить в чудо, а ещё тяжелее взглянуть на свою жизнь как на игру или представить, что завтра мечта может стать реальностью. После сложного 2020 года, кажется, что уже каждый человек хочет попасть в сказку, где чудесные перемены случатся удивительным образом. Побывать в такой истории приглашает театр «Сфера». Здесь идут премьерные показы спектакля Александра Коршунова о надежде, добре и любви по пьесе американского драматурга Ричарда Нэша «Продавец дождя».

Фото: Инара Ибрагимова

Пьеса, написанная в начале 1950-х годов, переведена на множество языков, неоднократно была экранизирована, легла в основу большого количества театральных постановок, в том числе в Советском Союзе и России. Действие происходит в США в период Великой депрессии на ферме семьи Карри, где на все беды экономического кризиса накладываются сильная засуха и невозможность главы семейства выдать замуж свою дочь. Семья не видит выхода из тупика, а некоторые её члены совсем отчаиваются. Но внезапно на пороге дома появляется чудак, который заявляет, что может вызвать дождь всего лишь за 46 долларов. Вместе с ним в дом приходят и другие перемены.

Фото: Инара Ибрагимова

Пространство зрительного зала «Сферы» превращается в настоящий маленький американский городок первой половины XX века – здесь задействован каждый уголок зала (художник-постановщик Ольга Коршунова). В самом неожиданном месте, над входом, расположился уютный кабинет шерифа и его помощника Файла, где они могут отдохнуть, пока в городке ничего не происходит. Со всех сторон в зал «смотрят» типовые постройки фермерского хозяйства, которые мы привыкли видеть в старых фильмах. Центральный вход в дом Карри лёгким движением руки может трансформироваться в контору шерифа, куда поступит звонок о правонарушении, а одна из частей дома быстро превратится в пристройку, где отвели место для ночлега незнакомцу. Основное же действие разворачивается в столовой-гостиной, из которой просматриваются кухня и рабочий кабинет сына-управляющего.

Фото: Инара Ибрагимова

В доме Карри очень много разговаривают. И жарко тут не только от погодных условий, но и от эмоций: отец со старшим сыном Ноем спорят о ведении хозяйства, Ной постоянно ругает брата Джима, а дочь и сестра Лиззи вернулась из неудачной поездки к родственникам и едва сдерживает своё расстройство. При этом, каждый из детей Карри смотрит на проблемы семьи со своей колокольни и способен лишь давать непрошеные советы, чем реально помогать другому. Засуха на улице здесь стала засухой в сердцах: тут могут считать деньги, оценивать перспективы успеха, рассуждать о рациональности, но не могут полагаться на интуицию, получать удовольствие только от того, что живут.

Фото: Инара Ибрагимова

Старший сын Карри Ной (Алексей Суренский) – прагматик до мозга костей, способный вести хозяйство в самых экстремальных условиях. Он найдёт выход из любой ситуации, и с ним женщина может чувствовать себя как за каменной стеной. Но есть недостатки – слишком самоуверен, никогда не признает своей неправоты, а излишней прямолинейностью запросто обидит. Его рассудительность и хозяйственность по душе Лиззи (Екатерина Богданова), но его суждения о жизни заставляют её, мечтательную натуру, предавать себя – распрощаться с верой в прекрасного принца, искать в себе изъяны, учиться дурным манерам, которые помогут «добыть себе мужа».

Фото: Инара Ибрагимова

Серьёзность и наставления Ноя влияют и на младшего Джима (Дмитрий Триумфов) – он подстраивается под обстоятельства жизни, подавляемый сильным и властным братом. Но в нём ещё бьют ключом молодость и глупость. Может в доме он уже себе воли позволить не может, но за его пределами с азартом готов пуститься в авантюры, даже с риском получить сердечное разочарование или «фонарь» под глазом. Не утратил способности радоваться мелочам и надеяться на светлое будущее отец семейства старик Карри (Дмитрий Ячевский), хотя повидал он куда больше, чем его дети. Может как раз и большой жизненный опыт – источник знания, что жить нужно здесь и сейчас, а попытка исполнения мечты важнее сожаления об отказе от этой попытки. Он часто поступает не так, как говорит Ной, и выслушивает обвинения в свой адрес из-за семейных неурядиц, но он не предаёт себя, делая, как велит ему сердце.

Фото: Инара Ибрагимова

Именно отец Карри своей простой и прямотой раскрывает сердце Файла (Никита Спиридонов), которому просто не повезло в любви, и он закрылся в своей скорлупе от этого враждебного мира. Эту броню не мог пробить обаятельнейший шериф Томас (Дмитрий Новиков), который уговаривал Файла взять к себе в дом милейшего щенка. А отец Карри неординарным, бесхитростным приглашением к себе в дом и обыкновенными, но тёплыми и искренними словами сумел найти к нему подход. А в незнакомце Билле Старбаке (Анатолий Смиранин) фермер Карри чувствует родственную душу и без колебаний отдаёт 46 долларов за предполагаемую услугу, не подвергая анализу способы её исполнения. Поддерживаемый ещё ребёнком душой Джимом, отец втягивает в игру с покупкой дождя даже скептика Ноя, конечно, получая порцию упрёков в свой адрес.

Фото: Инара Ибрагимова

На Старбака как на волшебника начинает смотреть даже недоверчивая Лиззи, и не зря, ведь благодаря ему она начинает видеть очевидные вещи, слушать своё сердце и осмеливается делать самостоятельный выбор. Слова Старбака «…люди больше верят глупостям, чем сердцу…» приводят Лиззи к понимаю, что всё неоднозначно в этой жизни, что нет в неё только чёрного и белого – в ней куда больше красок! И иногда лишь глубокой верой можно и вызвать дождь, и найти своё счастье. Ведь это такие вещи, где заранее продуманный план не работает.

Фото: Инара Ибрагимова
Наталия Алейнова, https://teatrtogo.ru/2021/01/14/lyudi-bolshe-veryat-glupostyam-chem-serdczu-spektakl-prodavecz-dozhd... 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед