42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Русский блоггер": Кармическое домино. "Без вины виноватые" в Театре "Сфера"

"Русский блоггер": Кармическое домино. "Без вины виноватые" в Театре "Сфера"
22 Января 2022
Произведения Александра Островского обладают поистине шекспировским бессмертием. Островский написал 50 пьес, в которых 728 действующих лиц, в текстах использовано 305 -307 пословиц и поговорок. Пьесы поражают редчайшей свежестью, феноменальной современностью всех ситуаций, характеров и персонажей, вне зависимости от времени. Театр любит Островского. «Бесприданница», «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Волки и овцы», «Без вины виноватые» — список спектаклей длинный, и всегда человек сидящий в зале понимает: это о нас, это всё мы. Зрителя всегда трогает глубокая эмоциональность перипетий сюжета и вложенный в них смысл непременной победы добра над злом.

Приближается 200-летие со дня рождения великого русского драматурга, и театры готовятся к юбилею, выбирают пьесы, ищут новые формы, настраивают звучание.
Александра Коршунова, художественного руководителя театра «Сфера», всегда отличал особенный подход и к выбору материала, и его проработанности. Как режиссёр он приближается к первоисточнику с редкой внимательностью и ответственностью. Александр Коршунов всегда ставит так, чтобы человек воспринимал происходящее на сцене как имеющее к нему непосредственное отношение, с чувством, что ему говорят не про каких-то абстрактных персонажей, которые жили когда-то в давние времена и в другой эпохе.

Выбор «Сферы» — «Без вины виноватые» — история с большим полем различных интерпретаций, которые она порождает у зрителя. Сюжет и прост, и сложен одновременно, при пересказе в каком-то смысле представляет собой предтечу мыльных сериалов. Бедную, но гордую девушку, обманул и предал жених, а их внебрачный ребёнок, скрываемый от внимания и отданный на воспитание в чужой дом, объявляется умершим. Поменяв имя и фамилию Люба Отрадина становится Еленой Кручининой, известной актрисой, которая прибывает на бенефисные гастроли в свой родной городок спустя 17 лет после этого события. У неё появляются как поклонники-меценаты, среди которых и её бывший возлюбленный Муров, так и завистливая соперница из театра, а к недоброжелателям примыкает и юный актёр Григорий Незнамов. Парень талантлив, но озлоблен и очень одинок – паспорта нет, родителей не знает. У Кручининой появляется к нему особое чувство привязанности как к сыну, которого она когда-то потеряла…

Актёрская конструкция спектакля воздушна и держится не только на изящной сценографии и костюмах, а именно на высокой технике актёрской игры. Две актрисы заняты в роли главной героини. Елена Маркелова играет Любовь Отрадину в молодости, а Евгения Казарина – Елену Кручинину. Обе предстают в сложном жертвенном образе женщины, которая действует исключительно из состояния любящей доброты и чистых намерений, которой движет стремление создать пользу для блага других людей, будь то театральная сцена, поддержка по-дружески или финансовая.

Роль Кручининой – подарок для актёра по причине бездонной психологической глубины. Положительных героинь играть архисложно, здесь необходимо умение показать не елейный штамп добродетельности, а наполнить характер объёмом, пропустить через себя, приблизиться, что называется, с чистыми руками, чистой душой. Считается, что злые души играть легче, быть может, потому, что расстояние до них ближе, примеров им больше. Чтобы сыграть доброту, бескорыстие, передать дух служения крайне важна персональная чувствительность артиста, его восприимчивость, осознанная сонастройка, богатая палитра тонких и сложных психологических красок. Только тогда спектакль задышит, герои засияют, слёзы не будут глицериновыми, и зритель не почувствует фальши.

Евгении Казариной блестяще удалось соблюсти деликатное равновесие, боль сердца она мягко уравновешивает безупречностью, не требуя жалости, но пробуждая искреннее человеческое сочувствие и уважение к нелёгкой судьбе своей героини. Драматическую интригу великолепно раскручивают Александра Чичкова (провинциальная прима Нина Коринкина), Павел Гребенников (предавший жених Григорий Муров), Александр Алексеев (богатый барин Нил Дудукин), Дмитрий Бероев (артист Миловзоров), Даниил Толстых (провинциальный актёр-пьянчужка Шмага), Виктория Склянченкова (Арина Галчиха), Екатерина Богданова (богатая невеста Таиса Шелавина), Илья Ковалев (слуга) и конечно же, Дмитрий Триумфов (Григорий Незнамов).

Зал в «Сфере» необычный, уникальный, в виде «арены», актеры перемещаются по разным площадкам, что добавляет ощущения пространственности и увеличивает степень достоверности происходящего.

Как всегда Островский заставляет своих героев играть в кармическое домино. Как бы неблагоприятно не складывалась ситуация, не казалось, что зло восторжествует над добром, но в жизни действует закон бумеранга — к человеку возвращается обратно всё то, что он отдаёт, любой поступок оказывает влияние на его дальнейшую жизнь.

От финала прямо жар идёт, он производит многогранное эмоциональное воздействие. Любовь матери придаёт ребёнку крылья, её отсутствие делает его бескрылым. Любовь матери это великое непостижимое таинство, воздух, а вместо с добрым сердцем — это силы, творящие чудеса.

Наталья Анисимова, «Русский блоггер»
https://rblogger.ru/2022/01/22/karmicheskoe-domino-bez-viny-vinovatye-v-teatre-sfera/

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская