38 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Интервью с Владимиром Смирновым на портале "Чеховед"

Интервью с Владимиром Смирновым на портале "Чеховед"
30 Сентября 2014

Владимир Смирнов: «Чехов близок мне своей иронией»

Молодой режиссер Владимир Смирнов, недавний выпускник мастерской Сергея Женовача выпустил к открытию нового сезона в театре «Сфера» спектакль «Безотцовщина» по ранней пьесе Антона Чехова. Успешно представив в десятых числах сентября премьеру, режиссер продолжает присутствовать на показах, чтобы дать последние наставления актерам и внести недостающие штрихи в дебютную постановку.

В один из вечеров Владимир Смирнов рассказал «Чеховеду» о зарождении замысла спектакля, особенностях режиссерской композиции и пустоте человеческой жизни.

— К пьесе А. П. Чехова «Безотцовщина» Вы обратились еще на четвертом курсе ГИТИСа, сделав сценический этюд, и уже через год выпустили полнокровный спектакль на большой сцене, — как возник замысел?

— В ГИТИСе мы целый учебный год занимались Чеховым, такова система курса у Сергея Васильевича — каждый семестр задается автор или тема. Я читал и перечитывал у Чехова и рассказы, и повести, и драматургию. Чехов, как автор, близок мне своей иронией и мироощущением.

Полгода я пробовал ставить рассказы, но в итоге сделал отрывок из «Безотцовщины». Так мне запала эта пьеса. Кажется, что все в ней про тебя. У нас был учебный спектакль, который состоял из трех режиссерских работ. Назывался «Чехов. Избранное».

Еще тогда мне хотелось сделать полноценный спектакль, но в ГИТИСе не случилось по разным причинам... Однако, работа внутри жила и сделать хотелось, потому что, пока не сделал, все время об этом думаешь. А если долго читаешь, размышляешь, то настолько погружаешься в мир персонажей произведения, что ощущаешь себя его частью.

В «Сферу» меня позвал Александр Викторович Коршунов (главный режиссер театра), и мы решили ставить «Безотцовщину»...

— Вы определяете жанр спектакля как «24 эпизода до, после и вместо любви», почему вы выбрали такой акцент?

— Композицию спектакля я строил таким образом, что все сцены завязаны на событиях или после прожитой жизни, — как, например, главный герой Платонов встречает свою прошлую любовь и именно тогда с ним что-то начинает происходить, но живет он уже по прошлой жизни. Или в предвкушении последующих событий, ожидании будущего.

Персонажи пребывают то в прошлом, то в будущем и почти никогда в настоящем...

В написанной композиции получилось 24 эпизода, которые для меня выстроились в совершенно определенную структуру. Спектакль идет в двух действиях. Первое действие — это ожидание вечера по поводу приезда генеральши Войницевой — предвкушение праздника, событий, а второе — «похмелье» после праздника...

— Как проходила работа с художником Дмитрием Разумовым? Как пришло визуальное решение спектакля?

С Дмитрием нас познакомили на лаборатории в Перми, я тогда режиссировал другой спектакль, а он должен был готовить сценографию, — мы многое обсуждали. Но совместно поработать не получилось и все наши придумки «полетели». Теперь я сам пригласил Диму в «Безотцовщину», ему эта пьеса нравилась, он одобрил написанную мной композицию. Не ожидал, правда, что пьесу можно так сократить!

Дмитрий предложил замечательный образ пустой банки. Его мысль я понял так, что на протяжении жизни мы сначала закатываем банки, а потом, когда съедаем огурцы или выпиваем компоты (смеется), в какое-то пространство их складываем. И за жизнь мы складываем очень много банок и почему-то их не выбрасываем, может быть, потому что уже жалко. И так банки копятся...

И я так выставлял в свое время банки. Мне понравилась жизненность этой истории! Потом мы начали вспоминать «Вишневый сад», где говорится, что раньше вишни было очень много... А сейчас, когда нет хозяина, никто вишню не собирает, а банки остались. И мы решили, что возможно рядом вишневый сад и банки на сцене из-под вишневого варенья...

Важный получился образ пустых банок — ненужных вещей.

Так, за пустотой проходит жизнь людей...

Автор: Елизавета Авдошина

2019 год театра в России

 "Отечественный театр всегда был гордостью России, вот уже третий век русским театром восхищается весь мир. И мы должны сохранить свое место в мировом театральном процессе, при этом не теряя своей идентичности. Когда на языке дипломатии общаться становится все труднее, то помогает язык театра, он универсален и понятен всем." - Александр Калягин, н.а. России, председатель СТД РФ.