39 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Главреж театра «Сфера» рассказал о том, кого он считает шукшинскими чудиками...

Главреж театра «Сфера» рассказал о том, кого он считает шукшинскими чудиками...
01 Октября 2019

В рамках фестиваля спектаклей по произведениям Василия Шукшина «Здравствуйте, люди!» в Барнауле побывал Московский драматический театр «Сфера» во главе с художественным руководителем народным артистом России Александром Коршуновым, ярким представителем известной театральной династии. В фестивальной постановке «Раскас» он исполнил одну из главных ролей, которая в 2015 году на Международном театральном форуме «Золотой Витязь» была признана лучшей мужской ролью.

  Всякий раз, вывозя спектакли за пределы своего театра, «Сфера» сталкивается с одной и той же проблемой – приспособлением постановок под традиционное театральное пространство. Дело в том, что «Сфера» – довольно необычный театр. Задуманный известным режиссером, народной артисткой России Екатериной Еланской, он создан по принципу кругового амфитеатра или цирковой арены, где сцена находится в самом центре зрительного зала. В таком театре нет деления на зал и сцену, условно на театр и мир. Все пространство – единая сфера взаимодействия актеров и зрителей, которые находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки.

Сфера общения

— Говорят, из всего репертуара театра «Сфера» именно спектакль «Раскас» считается самым выездным. Как адаптируете его к традиционным сценам?

— В каждом новом зале стараемся воссоздать сферу, превращая в театральное пространство ходы между зрительскими рядами, площадки перед сценой, балконы и ложи. Ведь нам важно сохранить ту самую сферу общения, которую придумала моя мама – Екатерина Ильинична Еланская, создавая этот театр. Сначала он родился в ее воображении, а потом в 1981 году эту идею поддержали актеры Георгий Тараторкин, Александр Калягин, Олег Даль, Георгий Бурков и другие, после чего в 1984 году появилось соответствующее здание в саду Эрмитаж, переоборудованное по специальному проекту.

— В афише к спектаклю есть настораживающее примечание «Выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности». Как это понимать?

— Наш спектакль родился спонтанно, накануне выступления в Центральном доме работников искусств, где мы должны были презентовать театр «Сфера», его возможности. Тогда-то мы и решили представить рассказы Шукшина, так сказать, в концертном варианте – с песнями, музыкальными отступлениями. После того как наше выступление публика приняла на ура, было решено доработать этот спектакль, превратить его в театральное высказывание. В итоге в 2015 году в нашем репертуаре появился «Раскас» – постановка, с которой мы объездили многие фестивали, побывали в Могилёве, Владимире, Кинешме, Ульяновске. Автором постановки выступила молодой режиссер Юлия Беляева, выпускница мастерской Леонида Хейфеца.

— Насколько известно, в репертуаре «Сферы» есть еще постановки по Шукшину.

— Да, у нашего театра связь с Шукшиным давняя и довольно мощная. Его произведения ставились на сцене «Сферы» с самого начала. Одной из первых постановок нашего театра была сценическая композиция «Там, вдали…» по Шукшину, в которой были задействованы актеры Евгения Симонова и Евгений Киндинов. Ставила Екатерина Еланская и «До третьих петухов», и «Я пришел дать вам волю» – спектакль, который до сих пор жив (хотя тогда многие сомневались в его живучести, да и вообще в возможности переноса этой сложной истории на сцену). Но мама – талантливый инсценировщик – вообще любила ставить перед собой сложные задачи. Иначе в нашем репертуаре не было бы таких спектаклей, как «Доктор Живаго», «В лесах и на горах», «Театральный роман».

Про людей и для людей

— В спектакле «Раскас» вы играете одного из главных героев. Каких качеств от актера требует шукшинская проза?

— Конечно, очень бы хотелось, чтобы наш театр был про людей и для людей, а во время спектаклей выстраивался душевный разговор со зрителем. И когда речь заходит о Шукшине – авторе честном, искреннем с собой и с миром, то и от артистов требуется достичь этой высоты. Но не стоит забывать, что вместе с тем Василий Макарович был человеком жестким, правдивым. Неслучайно сам он говорил о воинствующей нежности, которую пытается передать в своей прозе. Так и нам, артистам, берясь за Шукшина, требуется отыскать в себе этот нерв, эту жилу.

— Как вы, жители столицы, представляете себе шукшинских чудиков? Что это за люди?

— Это люди странные, не от мира сего. Они как дети – добрые, наивные, чистые. К таким персонажам, как к юродивым, относились на Руси всегда с почтением, к ним прислушивались. Ведь кто, как не они, носители правды, настоящего в человеке.

— Идея появления театрального фестиваля, посвященного творчеству Шукшина, вам близка?

— Это замечательная идея! Ведь Шукшин – автор глубокий, многослойный, самый что ни есть театральный. Хорошо и то, что этот фестиваль родился именно на шукшинской земле. И хотя я не был в Сростках (на днях нас пообещали туда свозить), зато посещал Барнаул 30 лет назад в рамках больших гастролей Малого театра. Тогда мы привозили к вам спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» и «Вишневый сад». Был я здесь вместе с отцом, народным артистом СССР, в ту пору директором Малого театра Виктором Коршуновым, и одиннадцатилетним сыном Степаном, которому сегодня даже отправил эсэмэску – дескать, мы в Барнауле, – на которую он тут же отреагировал, вспомнил. Теперь он режиссер и актер, тоже один из представителей нашей большой театральной династии.


Наталья Катренко, "Вечерний Барнаул"

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед