42-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Две любви Мольера". Материал на портале МОСТ

"Две любви Мольера". Материал на портале МОСТ
28 Ноября 2017

«Кабалу Святош» Михаил Булгаков написал для Художественного театра в 1929 году. Пьесу запрещали, разрешали, потом снова запрещали. Сейчас произведение не пользуется популярностью. В 2009 году премьера спектакля состоялась в Московском Малом театре (режиссер Владимир Драгунов), а в 2016 в «Сфере» (постановка Александра Коршунова). Мост делится своими впечатлениями от увиденного.


Конфликт власти и художника актуален во все времена, и это столкновение – фундамент «Кабалы Святош», и причины сложной сценической судьбы произведения. Но не обошлось и без любви. В постановке Малого театра преобладает любовь к жизни, а в «Сфере» – к сцене.

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Отдельное внимание стоит уделить технической стороне, поскольку простор в Малом позволяют сделать масштабные декорации. А «Сфера» ограничена маленьким компактным залом, где сцена, о которой мечтает Мольер, вынесена в уголок рядом со зрительскими креслами. И такие «бытовые» параметры вносят свои коррективы в восприятие «предлагаемых обстоятельств». В Малом театре зрители оказываются сторонними наблюдателями, поскольку сцена и зал разграничены. Все происходящее воспринимается, как воспоминания Лагранжа, друга писателя. В «Сфере» зрители словно бы участвуют в жизни персонажей, так как нет «четвертой стены», и все свершается «здесь и сейчас».

Действие в Малом разворачивается в богатом интерьере: клавесин, внушительные кресла, стол, в глубине сцены объемная лестница, иногда спускающийся прозрачный занавес и много других предметов, которыми наполнена жизнь Мольера. Писатель постоянно окружает себя чем-то, чтобы не оставаться в одиночестве и пустоте.

Вокруг «сферовского» Мольера нет лишних предметов. В центре внимания длинный стол, занимающий практически все небольшое пространство сцены. Для этого Мольера в приоритете его пьесы и спектакли. Он не боится уединенности.

 

МЕЧТЫ О ТЕАТРЕ

Мольер – рукодельница, выпустившая несколько ниток из пряжи и пытающаяся сплести их в единое красивое полотно. Но насколько по-разному это выходит у Василия Бочкарева (Малый театр) и Александра Коршунова (Сфера). Мольер-Бочкарева эмоционален, действует напоказ, он смирился с маской шута. Мольер-Коршунова скрытен, не патетичен, внутренне противостоит «клейму» шута. И финал у каждого Мольера свой. В Малом Мольер умирает на сцене, в окружении оставшихся с ним друзей. Для полного умиротворения ему не хватает, лишь Арманды и Мадлены, покинувших своего кумира. «Сферовский» Мольер умирает в одиночестве, с мечтами о сцене, к которой его теперь ведет лишь лунная дорога.

Мадлена Бежар – второстепенный персонаж, появляющийся на публике всего-то пару раз: вначале и под конец. Но именно в ней скрывается вся боль Мольера и междустрочная суть пьесы. Жертвуя собой, желая своим любимым счастья, она навлекает на них беду. Покорительница мужских сердец превращается в загнанную, забытую всеми женщину. И в умелых руках архиепископа становится марионеткой. И здесь остро встает вопрос о том, как важно вовремя говорить правду.

 

БЕГ ПО КРУГУ

Татьяна Филатова («Сфера») создает свою героиню пылкой, азартной и жаждущей жизни. Уход актрисы из театра – авантюра, поскольку сцена и Мольер – ее действительность, ее судьба. Но риск в характере этой Мадлены. Не такая Мадлена Татьяны Лебедевой (Малый театр). Она, напротив, сдержанна, расчетлива. Ее поступок обдуман и осознан. Она захотела стать на праведный путь, чтобы замолить свои грехи и вымолить благополучия для близких.

У двух режиссеров, конечно же, разный взгляд на пьесу. Так постановка «Кабалы Святош» в «Сфере» предстает перед нами, как некий «бег по кругу». Сцена становится Идолом, требующим бесконечных жертвоприношений. Уйдет Мольер, на его место придет другой. Мольер в этом спектакле становится именем нарицательным. Да и во взаимоотношениях Художника и Власти, последняя побеждает. Молодость, то есть власть, полна сил, жизнь «бьет ключом», в то время, как жизненные силы Художника уже на исходе. Власть торжествует. Все неугодные ей Художники смогут лишь мечтать о воплощении своих замыслов.

 

ХУДОЖНИК И ВЛАСТЬ

Малый театр рассказывал нам о других взаимоотношениях между Властью и Художником. В роли Людовика Великого – Борис Клюев и Валерий Бабятинский. Власть и Художник в одной «весовой» категории. Здесь происходит угасание этой эпохи и дается надежда на возрождение новой. Власть и Художник в равных условиях. Когда на смену старой придет новая Власть, она может вспомнить о творчестве Мольера и возродить его. «Жизнь и любовь господина де Мольера» в Малом театре о конкретном человеке, прожившем нелегкую, но интересную жизнь. О том, что, будучи трагиком по сути, можно превратить жизнь в комедию.

«Кабала Святош» — пронзительная пьеса о хрупкости человеческой жизни, о природе взаимоотношений, о святости, о любви, о предательстве. Постановки в Малом и в Сфере об одной судьбе одного человека, но о разной любви этого человека и о разной любви к нему.

Автор: Екатерина Исаева

Сайт портала МОСТ

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская