41-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Другой Достоевский. Журнал "Театрал"

Другой Достоевский. Журнал "Театрал"
31 Марта 2021
В театре «Сфера» в очередной раз с успехом прошёл спектакль «Дядюшкин сон». Участники проекта «Журфак Театрала» побывали на показе и убедились: Александр Коршунов нашел в своей постановке идеальный баланс между трагизмом и комизмом и представил совсем не привычного Достоевского.

Никаких мрачных петербургских пейзажей, коммунальных квартир и явных признаков бедности. Зрительские места расположены по кругу сцены, будто мы являемся приглашенными гостями провинциальной светской львицы Москалевой (Татьяна Филатова). На возвышенностях стоят старинные диваны, на стене висит запылившееся, проверенное временем зеркало, в углу зала «тоскует» чёрный рояль. Слишком бедным это убранство не назвать, но людей, которых оно окружает, – можно.

«Дядюшкин сон» – трагикомедия, в которой персонажи по-гоголевски комичны и готовы на любую подлость ради богатства.

Власть денег – ключевая тема Достоевского: Раскольников убивает старуху, Настасья Филипповна сходит с ума, сжигая купюры (ведь за ними гонятся, а не за ней), а Москалева лишает счастья единственную дочь – Зинаиду (Екатерина Давыдова-Тонгур) – силой выдавая за богатого, но выжившего из ума князя К. (Вадим Борисов).

Но всё же добродетель есть и в «Дядюшкином сне»: Зинаида Москалева единственная понимает, куда катится городишко Мордасов (говорящие названия никто не отменял). Героиня искренне извиняется за все проступки перед князем, однако по-хорошему это должен был сделать каждый. Кто заварил кашу – неизвестно, но виноваты оказались все.

Необычное пространство сцены Александр Коршунов использовал по полной. Артисты непринужденно разрушали «четвёртую стену» и вовлекали зрителей в происходящее. Персонажи выходили из разных кулис, словно из своих комнат, а Мозгляков попросил девушек из первых рядов подержать его цилиндр и трость, чтобы надеть мантию. Все это создавало ощущение близости к героям, к сюжету, к автору.

Актерам удается более трех часов держать внимание зрителей, высокий «градус» и темп игры. «Безусловно, самая трудная, глобальная задача ложится на Татьяну Филатову, поскольку ее персонаж – Марья Александровна Москалева – это мотор спектакля, его пульс и движущая сила,» – рассказал режиссер Александр Коршунов в интервью «Театралу». Актриса практически не сходит со сцены. В её героиню – умную, энергичную – невозможно не влюбиться – настолько она честна в своих порывах сделать жизнь дочери счастливее собственной.


Особой симпатией зритель проникается и к Князю К.: пусть говорят, что он «полукомпозиция, а не человек», «полупокойник», «воспоминание о человеке», все равно доброта и наивность, которые вкладывает Вадим Борисов в свою роль, трогают до глубины души.

Надо отметить и исполнительницу роли Зинаиды – Екатерину Давыдову-Тонгур. Поначалу сложно привыкнуть к её низкому голосу, к задумчивости и отстраненности от действия спектакля. Но это и делает ее особенной, объясняет, почему в местном обществе ее считали белой вороной и почему только Князь К. смог разглядеть в ней благородство.

«Дядюшкин сон» в «Сфере» – не пример современного театра со смелыми режиссерскими ходами и оригинальной интерпретацией. Но это и не абсолютно классическая постановка, как в Малом театре. Спектакль получился задорным, живым и заразительно весёлым, а Достоевский снова прозвучал актуально, ведь погони за счастьем, расчета и «сделок» с совестью никто не отменял.



https://teatral-online.ru/news/29132/ 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед