40-й театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 17:00 до 19:00
Сб-Вс: с 16:00 до 18:00
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Бывшие мальчики у той же дальней реки. «Затейник» Виктора Розова в театре «Сфера»

Бывшие мальчики у той же дальней реки. «Затейник» Виктора Розова в театре «Сфера»
13 Октября 2020
Начну с банальной, но вечно юной и обязывающе-философской истины: «Все мы родом из детства». Никто с этой истиной спорить не станет. А нам, в данном случае, она просто необходима, потому что говорить о драматургии великого Виктора Розова, игнорируя его «мальчиков», немыслимо. А мальчики растут, мужают, ищут и не всегда находят себя истинных, делают ошибки, пытаются их исправлять, очень хотят найти свой жизненный путь и себя самих в жизни. Всем ли удается этот сложный поиск? Увы, далеко не всем. На пути — множество коряг и ям, да чего угодно, что мешает настоящему счастью, любви, сбывшимся надеждам et cetera, et cetera.

Эта преамбула необходима, потому что речь пойдёт о возвращении на столичную сцену одной из несправедливо забытых драм Розова, которая, не взирая на солидный возраст (создана в 1964 году) отнюдь не потеряла своей остроты и актуальности. Поэтому сразу же поблагодарю народного артиста России, режиссёра Александра Коршунова – человека талантливого, смелого и отличного психолога — за то, что «Затейник» Розова появился на сцене московского театра «Сфера».

Семь лет назад эта драма была поставлена в Российском Молодежном театре, но мне не хочется говорить о том, увы, крайне неудачном спектакле. Неудачном, прежде всего из-за того, что большая пьеса была жестоко сокращена до одного часа и десяти минут, её суть была сведена к банальному любовному треугольнику, лишив пьесу того эмоционального накала, который придавали ей попавшие под нож редактора значительные психологические и социальные проблемы. Сейчас иное. Не случайно зал долго стоя аплодировал актеру после того, как прозвучала глубоко выстраданная представителем старшего поколения финальная реплика: «Езжай!..» То есть езжай, попытавшись склеить, казалось бы, безнадежно разбитое чувство – любовь, вернуть доверие, надежду, чистоту массы эмоций и, что крайне важно, обычную бесценную порядочность.

Эмоционально спектакль выстроен смело, по-своему даже отчаянно, потому как происходящее не может не волновать зрителя любого возраста: как уже выросших мальчиков — сегодняшнее старшее поколение, так и мальчиков нынешних, во многом не похожих на своих сверстников последнего периода уходящей Оттепели (таково время действия). В «Затейнике» живут, дышат, переживают и действуют три поколения. Старшее – бывший важный чиновник Алексей Павлович Селищев (Александр Алексеев), его сестра Мария (Ирина Сидорова) – оба весьма непростые по характерам люди, дети своего сложного времени. Второе поколение 37-ми летних — тот самый любовный треугольник — преуспевающий мещанин, эгоист Валентин Селищев (Анатолий Смиранин), его жена Галина (Александра Чичкова) и тот самый затейник – Сергей Сорокин (Николай Иванов), из-за которого, по сути, и разгорелся весь сыр-бор. Наконец, совсем юные, милые обладатели смелого взгляда на жизнь и крепкого кредо Эдуард (Дмитрий Триумфов) и его жена-детдомовка Тамара (Екатерина Богданова).

…Всё действие – сплошные глубокие и принципиальные «дуэли», начало которым было положено больше семи лет назад, когда старый Селищев ради любви сына к Галине шантажировал девушку жутким образом (угрожая арестом), из-за чего был изгнан жених Галины, но удовлетворён сын Селищева Валентин. Сергей Сорокин, не пришедшийся ко двору, был вынужден отказаться от невесты и отправиться бродить по стране, осев, наконец, в санатории в Сочи в качестве массовика-затейника, похоронив собственные таланты, что были в нём заложены. Случайная встреча Валентина на курорте с Сергеем вылилась в драку и кучу оскорблений со стороны Валентина, презирающего старого друга за то, что он опустился: занимает унизительную должность, читает детективы вместо классики, хранит фотографию бывшей невесты, которую продолжает любить без надежды на светлые перемены. Тут, конечно, возникает серьёзный разговор за рюмкой беленькой. Валентин пытается заставить Сергея расписаться в своей несостоятельности, признать во всем превосходство бывшего друга. Из этой блистательно сыгранной актерами «дуэли» становится ясно, что, похоже, самый большой неудачник во всей истории — Валентин, а Сергей всё больше вызывает симпатии зрителей…

Бывшие мальчики расстаются после драки, чтобы никогда больше не встретиться. Действие переносится в Москву, где по-настоящему переживает из-за давней подлости отец Валентина (первоклассная работа Александра Алексеева). Скучно и без любви бытует его жена. Юной паре мешает мамаша-мещанка: она убеждена, что всё у молодых будет плохо. А они думают обратное: всё будет хорошо, если им не станут морочить голову назойливой опекой.
Такая расстановка сил. И просто «кровавые дуэли». В первую очередь – Валентина с женой. Да, она его не любит, вышла за него из-за шантажа свёкра, но терпит, пока не узнает от Валентина всё про Сергея.
Галина продолжает любить Сергея и не скрывает этого. Свёкор давно осознал мерзость содеянного им, суть своего сыночка ему отвратительна. Галина с подачи свёкра улетает в Сочи, ещё не зная, что и как может сложиться у неё с Сергеем. Валентин в отчаянии. Молодые находят общий язык со старшим Селищевым…
Словесные дуэли несут в себе массу необходимого смысла, простой философии жизни — всё это раскаляется мощно и убедительно, заставляя зрителей глубоко сопереживать. А великолепная актёрская семерка играет так ярко, что трудно назвать лучших. Но первая скрипка – и это логично! – старший Селищев. Персонажи живут на сцене и дышат вживую. Действию помогает прекрасно подобранные в «Сфере» музыка и песни 60-х годов, и, что особенно важно для общего внутреннего смысла спектакля, главная мелодия Кристофа Виллибальда Глюка из оперы «Орфей» (музыкальное оформление Павла Герасимова). И очень важна точная, убедительная, и для нас, старшего поколения, узнаваемая лаконичная обстановка действия (сценография и костюмы Ольги Коршуновой).
Это хороший и умный спектакль. Тема его не устарела. Он уверенно шагнул в день нынешний. Будучи достаточно хорошо знакомой лично с Виктором Сергеевичем Розовым, я уверена, что, увидев спектакль Александра Коршунова, он бы от души поздравил его. Спасибо театру!

Наталья ЛАГИНА. Газета "Слово"
http://gazeta-slovo.ru/kultura/4614-byvshie-malchiki-u-toj-zhe-dalnej-reki-zatejnik-viktora-rozova-v... 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед