38 театральный сезон

Касса театра:

Пн: Выходной
Вт-Пт: с 13:00 до 19:30
Сб-Вс: с 12:00 до 18:30
Купить билет
Год театра в России 2019

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

«Афродита» в театре «Сфера».Продолжая традиции. Материал Г.Неволиной в журнале "Клуб"

«Афродита» в театре «Сфера».Продолжая традиции. Материал Г.Неволиной в журнале "Клуб"
31 Октября 2014

           25 апреля в  театре «Сфера» состоялась премьера спектакля «Афродита» по рассказам Андрея Платонова «Фро» и  «Афродита».

На премьеру я пришла с группой молодых ребят от 15 до 20 лет. Даже неожиданным показался вопрос сотрудников театра, встречающих публику на премьере: «А всем ребятам есть 16 лет? Ведь спектакль для взрослых!» Этот вопрос окончательно заинтриговал меня. Что и как можно поставить из произведений Андрея Платонова, чтобы было озвучено 16+ ?  Я обожаю Платонова – это моё! Почему? Погружаясь в его рассказы, чувствуешь нечто особое: и близкое, и интимное. Прочитав раз, обретаешь ощущение на всю жизнь.

            Молодежь, в основной массе, Платонова, к сожалению, не читает, а если и читает, то крайне редко. Поэтому при первом удобном случае я даю им прочесть хоть один, хоть два рассказа.  А уж дальше они  читают сами. 

            Помню  времена, когда за «подпиской» на собрание сочинений авторов мы стояли в очереди по перекличке – факт совершенно непонятный молодым: что значило достать хорошую книгу! Вдруг объявляют, что подписка на Драйзера и Пушкина  окончена, есть только на какого-то неизвестного Платонова. Очередь возмущенно начинает расходиться, а я так же возмущенно начинаю останавливать уходящих:  -Как? Вы же имеете возможность обрести это чудо! И начинаю взахлеб рассказывать «Фро» и «Такыр», пока не происходит переосмысление, люди бросаются в очередь снова. А я остаюсь без подписки: пока я рассказываю на улице,  очередь перемещается в магазин, и  уже никто не хочет уступить возможность подписаться. Но чувство досады быстро сменяется радостью: хоть  кто-то сможет прочесть рассказы Платонова, обрести такое же просветленное  чувство любви, умиротворения, веры. Сейчас рассказы Платонова доступны  в Интернете и в любом книжном магазине, но…как горько  осознавать, что низкосортные романы-фэнтази, комиксы, анимэ, перезагрузили сознание молодых.

Тем сильнее и неожиданнее оказалось впечатление от спектакля театра «Сфера». И тем радостнее от того восторга с каким его приняли мои ребята. Больше половины из них, ничего из Платонова не читали, но уверена, что  в течение последующей ночи будут взахлеб читать  то, что сумеют найти. 

          Концепция театра «Сфера», созданного Еланской,    требует особого подхода  при создании  спектакля. Для режиссера и художника работа в "Сфере" первая.  Режиссер - Юлия Беляева (выпускница ГИТИСа, мастерская Л.Хейфеца) и художник Александра Ефимова (выпускница Школы-студии МХАТ, мастерская С.Бенедиктова), приглашены главным режиссером «Сферы», народным артистом России Александром Викторовичем Коршуновым. Удивительно, что молодые постановщики, продолжив традиции театра, удивительно точно нашли решение, которое обеспечило такое пронзительное «прочтение»  Платонова и создание  образов.          Юлия Беляева: «Для меня было очень интересно в первую очередь поработать с материалом Андрея Платонова в необычном пространстве «Сферы», где закольцованность  очень точно ложится на образ рассказов «Фро» и «Афродита».  Круг, кольцо «Сферы» позволяют героям постоянно стремиться к движению, а сходство с греческим театром дают им возможность диалога с «высшими силами» и судьбой…».  Хореограф-постановщик Маргарита Журавская и композитор Николай Бабич были приглашены Юлией Беляевой. В спектакле принимают участие Евгения Казарина, Ольга Аксёнова, Нелли Шмелёва, Екатерина Давыдова-Тонгур, Павел Гребенников, Александр Чекалин и Денис Береснев. И в этом прекрасном молодом ансамбле очень органичной и профессиональной является работа  заслуженного артиста России Вадима Борисова. 

           Удивительная пластика, интересная сценография.  В центре помост из досок: грубых, строганных, нарочито не крашеных,  зато звонких. Каждый шаг, да если ещё на каблучке, так впечатывает ритм, что он отзывается  в душе особым пульсом. На этом строится шумовое оформление спектакля, именно шумовое, когда каждый звук вроде бы  органичен, но воздействие его просчитано!

            Перестук колес  поезда - этот шумовой эффект потрясающий - создается всеми участниками: неравномерный перестук, так знакомый всем,     перестук-переступ ногами – отбивается  определенный ритм.  По кругу- периметру зала  Кавалер и Невеста Кавалера, а чуть позже, как усиление звука приближения курьерского поезда, добавляется звук лопат Прораба и Дворника – глухие удары об пол, и это только усиливает стереофонический эффект. И чем больше возрастает тревога Фроси с приближением курьерского поезда, который увезёт её любимого, тем сильнее и тяжелее перестук.  Однако  перемещение по этому же круговому пространству Фроси и Федора абсолютно противоположно: раскинув руки, они уже не просто бесшумно бегут,   а летят,  и это напоминает полет ангелов, и движение это бесконечно, потому что они мчатся  по кругу. Это рвется к счастью душа Фроси. Зрители сидят невероятно близко, вовлекаются в   вихрь движения, стремительный  бег-полет: кажется, что вот–вот Фрося и Федор коснутся их руками,  ведь весь спектакль играется среди зрителей. В малом зале звук живого пианино невероятно берет за душу. Музыкальный ансамбль в составе: скрипка (Анна Тимченко),  баян (Данил Стаднюк), клавишные (Марина Акиньшина)- так же молод, и он сопряжен в своем настрое с  постановщиком и художником – это один творческий ансамбль талантливых творцов.

          Мы сидели очень близко –меньше метра до актеров Ольги Аксеновой  (Фро) и Дениса Берсенева (Федора), слыша каждое дыхание. Когда видишь, как глаза у молодой актрисы постепенно наполняются слезами, испытываешь невероятное ощущение от искренности, обнаженности чувства.   Так почему же нам сказали, что спектакль для тех, кто старше шестнадцати? Может потому, что в пластическом танце актеры сливаются в страстных объятиях, может потому, что актриса, играющая Фро, кстати, с безукоризненной фигурой, неоднократно оказывается в тончайшей сорочке? Наверное, это добавляет обостренных ощущений, но  чувство-то рождается противоположное: чувство обретения  чистоты любви, пронзительное чувство благодарности за любовь, данную свыше. Почему то крутились слова  Джульетты: «Дай мне его! Скрой, как горит стыдом и страхом кровь, пока она не осмелеет и не поймет, как чисто все в любви!»

            Спектакль состоит из двух частей, вторая часть по рассказу «Афродита». Пока в антракте идет  монтаж декораций -  нижний помост укрепляется на железные тросы и  превращается  в раскачивающийся подиум- ладью, я успеваю  пообщаться со своими ребятами, которые сидели по всему залу, и имели возможность смотреть спектакль с разных ракурсов, благодаря потрясающе организованному пространству в театре «Сфера». Даже не надо было задавать им вопрос: - Ну, как? Потому что в широко распахнутых глазах читалось всё! Однако наперебой зашептали:  - Потрясающе! - А музыка какая! – А как они поезд изображают! – А какая Фро изумительная! – Как шикарно!   А я подумала, что  не только не надо ограничивать просмотр спектакля  шестнадцатилетним возрастом, а напротив, приглашать как можно больше подростков, после всего того, что они видят с экранов телевизора, они обретают чувство потерянной чистоты.

            «Афродита» начинается со звука живого баяна: он- сказитель, такой же участник спектакля, и   с вопроса  Назара (Павел Гребенников)  ко всем: жива ли его Афродита. Уже с его первых слов рисуется нечто  воздушное, возвышенное, и является Она  (Евгения Казарина) – красивая, светящаяся, лукавая.  И к тому же прекрасно поёт. И даже будничный эпизод с разливом слишком уж пенного пива, и недовольство этим Назара,  воспринимается как нечто светлое, зарождающееся в этой излишней пене по ассоциации с пеной морской. И все из-за глаз Афродиты – красивых, томных, завораживающих.  И её особой улыбки. 

              Назар требует наливать пиво по черту кружки, зал с улыбкой наблюдает за первым диалогом его и молодой красавицы, которую он позже назовет Афродитой, потому как она «явилась» ему тоже поверх пены, хотя и не морской. Назар много раз требует, чтобы именно пиво наливалось по черту, а не  пена. В ежедневной борьбе с пустой пеной, он не замечал прежде женщины, которая стоит перед ним, пока эта женщина не вздохнула, и Назар не поднял глаза. «Назар отвел взор, но  чувство уже прельстилось  образом этой женщины и уже не стало считаться ни с его разумом, ни со спокойствием духа, уводя его к счастью». И как же удачно работает на атмосферу старый граммофон, специально сделанный дюралевый бак с винтелем-краном, из которого вытекает живая струя пенного пива.  Многие реальные предметы реквизита и декораций из того времени создают удивительную атмосферу правдивости происходящего: железная кровать с панцирной сеткой. Или яма с щебнем («Фро»), когда под помостом  орудуя лопатой, Фро черпает щебень, реальный звук и даже пыль, создают впечатление реальности происходящего. 

           В «Афродите» под помостом крепится лампа, тусклая,  подвальная – вместо абажура перекрещенная проволочная обводка.  Когда помост поднимается вверх, на нем как на «летучем» корабле  парят в «облаках» Назар и Афродита. Как же красиво звучат в этот момент рояль и скрипка!  Вроде бы только что молодожены стелили постель, снимала платье Афродита, разматывал свои портянки Назар,   и зритель готов был в предвкушенье интимной сцены подумать о чем-нибудь вызывающе откровенном, как невероятно органично эта сцена перенеслась на раскачивающийся помост, на ладью-корабль из сказки. И созвучный по  ощущению из первой части спектакля полёт двух влюбленных: мужчины и женщины, их нежность, душевное соитие, гораздо полнее и важнее рассказало об их чувствах. Как огромные качели раскачивался в центре зала помост, а на нем Назар и в белой длинной сорочке Афродита.  Просыпаются они уже вдвоем в луче света на той же кровати, что стелили на глазах у всех, заигрывая со зрителем  в лукавой стеснительности.

            Удивительно, что в постановке Беляевой достаточно полно сохранен текст Платонова, а  в монологах Гребенникова  от имени Назара  раскрыт так, словно это автобиографический спектакль актера. «Бывает счастливое время, когда историческое развитие мира совпадает  в людях с движением их сердец».  И когда повествование с мажорного тона переходило на минорный, и  опускался помост,  тень от подвального абажура сужалась, образуя на полу очертания мишени, и как-то зловеще смотрелась  эта мишень, словно заведомо говоря, что при светлом и нежно щемящем чувстве Назара, не будет у  любви счастливого конца.  И  недаром Юрод ( Александр Чекалин) постоянно рядом, как тень,  и хоть свист его не  лихой, как у соловья разбойника, а красивый, настоящий художественный свист,  а все же Назару  от такого собеседника не слаще: хоть и исповедал душу, а легче не стало.

             В спектакле ощущение движения вперед, даже при печальном финале ощущается особо, это заслуга и режиссера и  исполнителей, и художника, и  музыкантов. Это стопроцентное попадание в авторский текст: «В тайном замысле каждого человека есть желание уйти со своего двора, из своего одиночества, чтобы увидеть и пережить всю вселенную».

  Нечто подобное происходит и со зрителями: вместе со спектаклем произошло перемещение души из мира будничного в мир светлый, тонкий, из маленького мирка душа переместилась в пространство вселенной. Именно такое ощущение  подарил новый спектакль театра «Сфера», и спасибо всем, кто трудился над ним! 

Автор: Галина Неволина

2019 год театра в России

 "Отечественный театр всегда был гордостью России, вот уже третий век русским театром восхищается весь мир. И мы должны сохранить свое место в мировом театральном процессе, при этом не теряя своей идентичности. Когда на языке дипломатии общаться становится все труднее, то помогает язык театра, он универсален и понятен всем." - Александр Калягин, н.а. России, председатель СТД РФ.