41-й театральный сезон
Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Открытое письмо директора театра "Сфера"

Открытое письмо директора театра "Сфера"
27 Апреля 2022
Открытое письмо директора Московского драматического театра «Сфера»

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы всем напомнить, что театр «Сфера» - театр, которым руководит именно директор. И уже 33 года я персонально несу ответственность, в том числе юридическую, перед всеми государственными и контрольными структурами за то, что происходит в его стенах. Все сотрудники, в том числе и главный режиссер, являются работниками по трудовым договорам, на которых со стороны работодателя стоит моя подпись. И все эти годы никто не задумывался, откуда берутся деньги, более 100 млн. рублей ежегодно, на зарплаты, на премьеры, на гастроли, на коммунальные расходы. Никто не спрашивал, откуда взялись 27 млн. рублей на зарплаты, когда театр из-за пандемии не работал, а деньги все артисты получали.

Очень уютно жить годами в своём творческом мире, не вникая в действительность того, что происходит вокруг, и позабыв, что театр - это, конечно, наш дом, но это дом не частный, а государственный, со своими правилами и законами. И все эти годы государство свои обязанности выполняло исправно. В творческую деятельность не вмешивалось, зато регулярно платило деньги и немалые. В результате эта позиция привела к тому, что сегодня артистический персонал воспринимает такое положение вещей как само собой разумеющееся, как данность.

В этой привычке главная причина того, что когда уютный мир вдруг пошатнулся, то это вызвало бурю эмоций, отказа слушать и слышать. О чем, собственно, речь? Вопрос реорганизации обсуждался много раз. Нигде и никогда не заявлялось об уничтожении имеющегося репертуара, увольнении артистов, закрытии сцены. Наоборот, всегда и везде говорилось о сохранении творческого коллектива. Все изменения должны на самом деле волновать не главного режиссера и артистов, а меня, поскольку меняется управление.

Кто-то из протестующих разве видел новый устав театра? Новое штатное расписание? Кто-то хоть понимает, как вообще устроена административно-хозяйственная деятельность государственного бюджетного учреждения? Нет! Но при этом мнение директора, которому во многом все обязаны своим долгим беспечно-комфортным существованием, почему-то не принимается в расчет, отрицается с негодованием. Почему вдруг статус отдельного юридического лица приобрел столь категоричное и принципиальное значение? Почему из-за номера лицевого счета, который и сейчас никто из протестующих не знает, ставится под реальную, а не мнимую угрозу существование театра?!

Всё время предлагается Департаменту культуры найти взаимоприемлемое решение, под которым на самом деле понимается лишь одно - оставьте всё как было, продолжайте давать деньги и отстаньте от нас навсегда. На что расчет? Продавить Депкульт? А такие случаи имеются? Я что-то не припомню. А вот чем заканчивалось подобное поведение в прошлом хорошо известно. И как директор я это понимаю. Если бы у меня в администрации произошло такое - реакция была бы соответствующей. Это закон управляемости, и дело тут не в личных симпатиях или антипатиях. Договариваться можно и нужно было до того, как начинать публичный конфликт, о чем я не раз говорила и главному режиссеру, и артистам. Вы хотите чтобы ваше комфортное существование дальше обеспечивали те, с кем вы решили рассориться? Не улавливаете противоречия? Поэтому я не могу поддержать те методы, которые вы выбрали. Это не язык диалога, а язык ультиматумов, который ни к чему хорошему для театра точно не приведет. Печально, что Александр Викторович Коршунов этого не понимает или не хочет понять. В отличие от творческого цеха я не могу и не имею права поддаться эмоциям в ущерб здравому смыслу. Весь мой немалый управленческий опыт показывает, что судьба театра на самом деле решается не шумливо в соцсетях и СМИ, а в кабинетах. И договариваться придется. Только вот договорные позиции с каждым разом будет находить все сложнее.

Для меня ответ очевиден. А вот ответ остальных и определит дальнейшее развитие событий. И не надо искать виноватых на стороне.


Заслуженный работник культуры РФ,
директор театра Ирина Тарасова

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская